Как сделать работу НКО эффективной

Смартфоны – новое слово в продвижении НКО

Использование телефонов для выхода в Интернет становится все более популярным. Эксперты сходятся во мнении: мы стоим на пороге новой беспроводной эры. Согласно докладу компании Gartner Inc., занимающейся исследованиями и консультированиями в области информационных технологий, к 2013 году в глобальную сеть будут чаще заходить через смартфоны, iФоны и другие новые виды телефонов, чем через персональные компьютеры. Еще одна исследовательская организация – Neilsen считает, что к концу 2011 года смартфоны практически полностью вытеснят обычные мобильные телефоны.

Многие некоммерческие организации уже предвидят наступление новой эры цифровых инноваций. За последние шесть месяцев можно наблюдать появление многочисленных приложений (так называемых apps), создаваемых НКО для использования в смартфонах и iПодах.

Приложения представляют большой маркетинговый потенциал для некоммерческого сектора. Но рынок приложений насыщен. Как говорят представители компании Apple, их покупателями со всего мира было скачено более пяти миллиардов  приложений. Только одна Apple предлагает на выбор более 200 тысяч различных приложений. Так что, прежде чем выходить на этот рынок, НКО следует хорошо продумать свое приложение, чтобы сделать его интересным для пользователей и эффективным для самой организации.

По словам НКО, приложения способны сыграть положительную роль в повышении информированности населения о той или иной социальной проблеме. Однако в отношении фандрайзинга возможности приложений ограничены. Например, компания Apple контролирует выпуск приложений для своих iФонов и iПодов. На сегодняшний день все поступившие к ней предложения о создании фандрайзинговых приложений были отклонены.

На вопросы сайта Third Sector о причинах отказа представители Apple не ответили. По словам Джона Карнелла, главного исполнительного директора британской организации Bullying UK, борющейся с жестоким обращением с детьми в школах, самым вероятным объяснением такого поведения компании может служить ее желание защитить свои внутренние системы платежей и сохранить доверие покупателей. Вряд ли компания изменит свое решение в ближайшем будущем, считает Д. Карнелл.

Возможно, этого и не требуется. Если приложение способно пробудить в людях интерес, то оно непременно окупит себя. Примером может служить игра iHobo, созданная Depaul UK, британской благотворительной организацией, помогающей бездомным. На сегодняшний день игра является наиболее популярным приложением НКО – с момента своего выпуска в мае этого года она была скачена 400 тысяч раз. Это бесплатная интерактивная игра, где пользователи должны принять решение за молодого человека, оказавшегося на улице. «На маркетинг мы не потратили ни пенни, – утверждает Пол Мариотт, главный исполнительный директор организации. –  Успех приложения носил исключительно «вирусный» характер, появился благодаря сарафанному радио и отзывам пользователей».

Игра получила широкое освещение в СМИ и заняла первые места в чартах приложений. Организация все еще подсчитывает эффективность выпуска iHobo, однако по некоторым подсчетам, прибыль составила около 1,6 миллионов фунтов стерлингов.

Благодаря игре, которая подталкивает пользователей к посещению сайта организации, 3100 человек уже пожертвовали  7 тысяч фунтов стерлингов. «На самом деле мы не предполагали, что оно [приложение] поможет в сборе средств, – поясняет П. Мариотт. – Но доход от инвестиций оказался выше любой почтовой или медиакампании, когда либо проводимой нами».

Еще один положительный пример – приложение организации WaterAid. В ноябре прошлого года она создала бесплатное приложение ToiletFinder, помогающее пользователям найти ближайший по местоположению общественный туалет в Великобритании. Благодаря этому приложению посещаемость сайта организации увеличилась в 8 тысяч раз.

Многие некоммерческие организации хотели бы повторить успех WaterAid и Depaul UK. Однако управляющий директор цифрового агентства  PublicZone  Джонатан Симмонс предостерегает НКО от чрезмерной любви к использованию технологии приложений. По его мнению, прежде чем приступать к разработке приложений, организации третьего сектора следует определиться с тем, что она хочет получить на выходе, кто будет пользоваться приложением и с какой целью, каких затрат это потребует от НКО. Д. Симмонс считает, что проводить «мобильные» кампании сложнее, чем кампании в Интернете. Первые могут оказаться более назойливыми и вызывать меньше доверия у аудитории. Кроме того, создание приложения хорошего качества стоит дорого (десятки тысяч фунтов стерлингов), но не гарантирует его успеха на рынке.

Игра iHobo была разработана креативным агентством в качестве про боно услуги для организации Depaul UK, поэтому организация ничем не рисковала, приступая к ее созданию. В противном случае выпуск подобного приложения означал бы огромный риск для НКО.

Возвращаясь к нежеланию компании Apple соглашаться на фандрайзинговые приложения для своих iПодов, можно сказать, что на сегодня это является одним из ключевых препятствий для НКО на пути активного участия в рынке. Однако есть и другие операционные системы для смартфонов – BlackBerry, Symbian, Android – которые позволяют обойти эту преграду.  По словам Д. Карнелла, система Android вскоре должна стать номером один в этой сфере. В первой четверти 2010 года в США количество проданных смартфонов с этой системой составило 28% от общего числа.

По материалам сайта Third Sector