Как сделать работу НКО эффективной

Основные шаги НКО по развитию прозрачности и добровольной отчетности

(Материалы, представленные на круглом столе «Повышение общественного доверия
к НКО»)

На что следует ориентироваться НКО при взаимодействии:

· с крупными «ресурсодержателями» НКО (представителями власти, фондов, бизнеса);

· с заинтересованной общественностью (частными жертвователями, волонтерами, клиентами, СМИ).

Факторы, определяющие доверие стейкхолдеров:

«Ресурсодержатели» хотят видеть:

· Результативность и эффективность

· Целевое расходование средств

· Профессионализм

· Публичность, известность

· Открытость, прозрачность, отчетность

· Положительные отзывы со стороны

· Личность лидера

Заинтересованная общественность доверяет, если:

· НКО реализует идеи, которые разделяют люди, при этом они видит ее результативность

· НКО понятна, известна, открыта и прозрачна

· НКО профессиональна и этична

· ее представители вызывают доверие

· в ней найдется место для каждого приходящего

Значение прозрачности

Для «ресурсодержателей»:

· очень важна «непубличная прозрачность» перед донорами

· бизнес и фонды хотят публичной прозрачности, но не требуют ее, понимая, что сектор еще «не дорос»

· власти от крупных и сильных НКО ее ожидают больше, публичная прозрачность нужна намного меньше

· в Москве и на федеральном уровне запрос на прозрачность выше, чем в регионах

· в регионах больше важна известность и представленность в СМИ

· независимо от местонахождения НКО публичная прозрачность важна (критична) для всех организаций, занимающихся сбором частных пожертвований

Для заинтересованной общественности:

· прозрачность важна, но не менее важна известность организации, качественно выстроенная работа со СМИ и доступность базовой информации о ней

· самый главный аспект прозрачности – отчетность о реализации принятых частных пожертвований

Источники информации об НКО используемые в процессе принятия решения о сотрудничестве

 

«Ресурсодержатели»:

· (источник № 1) официальные документы

· бизнес и фонды – личные контакты, ссылки на организацию в интернет

· СМИ – отчеты, сайт и его «живость»

· Власти + рекомендации

Заинтересованная общественность:

· Личные знакомства, контакты

· Интернет, в том числе: сайт, социальные сети, рассылки, баннеры

· СМИ: газеты, радио, ТВ

· Социальная реклама

· Мероприятия

Рекомендации к отчетности

От «ресурсодержателей»:

· рекомендации аналогичны тем, что по сайту, но информация должна быть более «глубокой» (например, должна быть представлена устойчивость и преемственность проектов НКО)

От заинтересованной общественности:

· важна отчетность по принятым частным пожертвованиям, отдельным волонтерским акциям, а также фамилии людей и названия организаций, поддержавших НКО

· «большие умные» отчеты не нужны

Рекомендации по работе со СМИ:

· Работа со СМИ – это технология, нужно уметь ею пользоваться.

· Большинство НКО не умеют.

· Важны регулярность появления НКО в СМИ, возможность обратной связи со  слушателями / читателями / зрителями в процессе этой работы

· Присутствие «медийных» лиц.

Рекомендательные письма:

· Чьи рекомендации важны:

· департаментов городской администрации

· других НКО (работающих в этой же сфере)

· клиентов НКО

· органов местного самоуправления

· государственных учреждений

· известных людей