Как сделать работу НКО эффективной

Основания и порядок ликвидации фонда по российскому законодательству

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В то же время, помимо некоммерческих фондов, фонд может выступать как общественное объединение – общественный фонд, как благотворительная организация – благотворительный фонд, при этом особенности правового статуса данных фондов определяется специальным законодательством.

Так, в силу ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественный фонд может быть учрежден только гражданами (не менее трех физических лиц) и некоммерческими организациями в форме общественных объединений. При этом общественные объединения в состав учредителей могут входить наряду с физическими лицами. Согласно ст. 8 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительного фонда. Тогда как, по общему правилу п. 1 ст. 118 ГК РФ, фонд может быть учрежден как гражданами, так и юридическими лицами, т.е. учредить некоммерческий фонд может одно физическое или юридическое лицо (как коммерческая, так и некоммерческая организация).

Фонд может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям фонда, которые предусмотрены его уставом (п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Основной целью деятельности любого фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов, других не запрещенных законом поступлений для поддержки инициатив граждан и юридических лиц, направленных на решение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно значимых проблем (в уставе фонда указывается конкретное направление деятельности).

Фонд как юридическое лицо может прекратить свою правосубъектность в результате реорганизации или ликвидации.

При этом особый интерес представляет вопрос ликвидации фондов, поскольку законодательством предусмотрен специальный порядок осуществления данной процедуры.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Таким образом, для фондов невозможна добровольная внесудебная процедура ликвидации.

Фонд может быть ликвидирован:

1. если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества маловероятна;

2. если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3. в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных в уставе;

4. в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Так, администрация г. Норильска Красноярского края в 2008 г. обратилась в суд с требованиями о ликвидации некоммерческой организации «Фонд поддержки и развития культуры, спорта и молодежной политики», мотивируя свое обращение тем, что фактически фонд прекратил свою деятельность, имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены. Инспекцией ФНС России по г. Норильску было представлено письмо от № 14318дсп., согласно которому следовало, что последняя отчетность была представлена фондом 05.11.2003 г., фонд имел задолженность по обязательным платежам в размере 9 143,96 руб. Распоряжением главы администрации города Норильска от 12.05.2008 г. № 359 была создана комиссия по решению вопросов, связанных с ликвидацией фонда, и был утвержден ее состав. Решением от 14.08.2008 г. суд признал подлежащим ликвидации «Фонд поддержки и развития культуры, спорта и молодежной политики», установил срок процедуры ликвидации фонда до 31.12.2008 г., возложил обязанность по осуществлению ликвидации фонда на учредителя – администрацию города Норильска Красноярского края, утвердив при этом состав ликвидационной комиссии.

Также, помимо вышеперечисленных в статье 119 ГК РФ оснований для ликвидации фондов, в статье 65 ГК РФ установлена возможность ликвидации фондов в случае признания его в судебном порядке несостоятельным, т.е. банкротом. Представляется, что наличие признаков банкротства в деятельности фонда также может быть установлено исключительно в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, фонд может быть ликвидирован в принудительном порядке на основании положений п.2 ст.61 ГК РФ и других федеральных законов.

Принудительная ликвидация юридического лица является видом гражданско-правовой ответственности, причем довольно суровой, за нарушение данным юридическим лицом соответствующих предписаний законодательства и существующего правопорядка в целом.

Требование о принудительной ликвидации фонда может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования в случае, если:

1. При создании фонда были допущены грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В частности, согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если при создании такого юридического лица были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов и эти нарушения носят неустранимый характер.

Так, прокурор Ханты- Мансийского автономного округа – Югры обратился в 2009 г. в суд с заявлением к ответчику – Фонду развития систем безопасности «Защита Югры» о ликвидации Фонда развития систем безопасности «Защита Югры». Требование было мотивировано тем, что при создании Фонда развития систем безопасности «Защита Югры» были допущены грубые нарушения законодательства, носящие неустранимый характер. При учреждении фонда имущественные взносы учредителями не вносились, какое-либо имущество для осуществления деятельности в его собственность не передавалось. Фонд осуществлял деятельность с нарушением закона, использовал имущество юридических и физических лиц по договорам аренды, что противоречит п. 3.1 Устава фонда, ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, в создании фонда приняло участие ГУ МЧС по ХМАО-Югре в лице руководителя, что не соответствует целям и задачам деятельности МЧС России.

2. Осуществление фондом предпринимательской деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определяет Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

3. Осуществление фондом запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, деятельности.

Согласно п. 23 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», неисполнение юридическим лицом требований, содержащихся в законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации фонда, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, данная норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года № 14-П1).

При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 04.03.2008 г., ликвидация общественной организации (а значит, и общественного фонда) не допускается по одному лишь формальному основанию нарушения федерального законодательства, а ответственность за эти нарушения должна применятся в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

4. Систематическое осуществление благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

5. Общественный фонд может быть ликвидирован также в случае:

— если цели или действия общественного фонда направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

— виновного нарушения фондом своими действиями прав и свобод граждан;

— неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного фонда.

6. Некоммерческий фонд может быть ликвидирован в случае неоднократного непредставления в уполномоченный орган в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

7. На основании ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным фондом в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного фонда, в суд с требованием о признании данного фонда прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Лицами, заинтересованными в ликвидации фонда, могут быть: учредители, попечительский совет фонда, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы прокуратуры Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные подразделения, другие юридические и физические лица.

В соответствии с письмом Верховного суда РФ от 5 февраля 1998 года, № 109-4/общ., всякое лицо, имеющее правовой интерес в ликвидации общественного фонда, может быть отнесено к числу заинтересованных лиц, которые вправе подать в суд заявление о его ликвидации. В определенных случаях созданный в соответствии с уставом общественного фонда его орган может иметь основание для подачи заявления в суд о ликвидации фонда; дела о ликвидации общественных фондов подведомствены судам общей юрисдикции.

Исковое заявление о ликвидации фонда предъявляется в районный (городской) суд по месту нахождения фонда, к заявлению могут быть приложены: копия устава и свидетельства о государственной регистрации фонда, документ об оплате государственной пошлины, о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, о состоянии расчетного счета, данные бухгалтерского баланса, сведения об имуществе фонда, о постановке фонда на налоговый учет и учет во внебюджетных фондах, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, протоколы заседаний руководящих органов фонда и т.д.

Решением суда фонд признается подлежащим ликвидации, устанавливается срок осуществления ликвидации, назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), иногда суд также передает учредителям право утверждения ликвидационного и промежуточного балансов. Процедура ликвидации фонда проводится в соответствии с требованиями законодательства.

В то же время, при отсутствии у фонда какого-либо имущества, обременения обязательствами, задолженности по налогам и сборам, а также возражений заинтересованных сторон, суд вправе сразу принять решение о ликвидации фонда и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, на основании чего регистрирующий орган издает соответствующее распоряжение, а налоговый орган впоследствии исключает фонд из ЕГРЮЛ. В этом случае процедура ликвидации фонда не требует назначения ликвидационной комиссии и не является длительной, хотя данная практика представляется спорной.

Имущество фонда, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на цели, предусмотренные в уставе или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства. Но ни при каких условиях имущество фонда после его ликвидации не подлежит перераспределению между учредителями или работниками фонда.

Если в уставе не определен порядок использования оставшегося имущества, то эти вопросы решает высший орган управления фондом, а в спорных случаях – суд. Если фонд был ликвидирован по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об этом также выносит суд одновременно с решением о ликвидации фонда.

На завершающем этапе (в случае назначения ликвидационной комиссии) в регистрирующий орган представляется следующий пакет документов:

1. Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией, по форме РН0008 (2 подлинника либо 1 подлинник + 1 ксерокопии), подпись заявителя на одном экземпляре должна быть удостоверена нотариально;

2. Протокол (выписка из протокола) заседания, подтверждающего согласие компетентного вышестоящего органа на ликвидацию данного юридического лица – в отношении юридического лица, являющегося структурным подразделением иного объединения граждан (т.е. его отделением или организацией) или же иным образом от него юридически зависящим, в случае, если это предусмотрено соответствующим Уставом (Положением) или иными внутренними актами (2 подлинника либо 1 подлинник + 1 ксерокопия);

3. Решение уполномоченного Уставом (Положением) и законодательством Российской Федерации руководящего органа фонда (конференции, общего собрания и т.д.) в форме копии протокола или выписки из протокола (либо иного документа), в котором должно быть отражено решение об утверждении окончательного ликвидационного баланса (2 подлинных экземпляра);

4. Ликвидационный баланс (окончательный) ликвидируемого фонда (2 подлинника либо 1 подлинник + 1 ксерокопия) с отметкой налоговых органов;

5. Свидетельство о государственной регистрации и Устав фонда (подлинники, а также дубликаты, если они выдавались);

6. Документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией. Размер государственной пошлины составляет 400 рублей;

7. Иные документы по запросу уполномоченного органа (например: справки банков о закрытии счетов, документ, подтверждающий передачу необходимых сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, акт об уничтожении печати, о передаче документов в архив и т.д.).

Фонд считается ликвидированным с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.