Как сделать работу НКО эффективной

Общественная поддержка НКО в регионах усилилась

Результаты исследования «Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы» представил генеральный директор группы «Циркон» Игорь Задорин в ходе круглого стола «НКО и люди: появилась ли взаимность». Основной вывод работы – изменения есть, и они носят позитивный характер.

Как сообщил И.Задорин, исследование проводилось в 2008 и 2010 годах, это позволило проследить динамику ключевых индикаторов отношения населения к деятельности общественных организаций. Социологи провели массовые опросы (по 500-600 респондентов) и фокус-группы среди населения в возрасте 25-45 лет в Барнауле, Калининграде, Краснодаре, Москве, Нижнем Новгороде, а также панельный опрос руководителей НКО (по 30-37 человек в каждом городе).

В результате выяснилось, что уровень информированности населения о действующих в их городах благотворительных или общественных организациях значительно возрос – число положительных ответов на соответствующий вопрос увеличилось с 30% в 2008 году до 50% в 2010 году. Однако, как отметил Задорин,несуществующая информационная кампания заняла второе место по степени известности – это показывает, что люди воспринимают сведения о некоммерческих проектах на уровне информационного шума. Снизилось влияние телевизионной социальной рекламы, однако возросла роль размещаемых на улицах города рекламных щитов.

Участники опросов продемонстрировали высокую готовность к общественной деятельности – в среднем более половины респондентов заявили, что хотели бы участвовать в работе НКО, а в Барнауле и Москве о таком желании заявили около двух третей опрошенных. При этом доля тех, кто реализует свое желание на практике, гораздо меньше. За два года ситуация с вовлеченностью граждан в общественную деятельность фактически не изменилась. При этом среди тех, кто участвует в общественной деятельности, за два года выросла и преобладает группа людей, оказывающих помощь в частном порядке или в составе неформальных групп.

«Благотворительность становится социальной нормой, но к активным действиям переходят не все, — пояснил Игорь Задорин. – Несоответствие норме люди «прикрывают» заявлениями об индивидуальной общественно-полезной деятельности».

Однако, по мнению социолога, результаты исследования все же свидетельствуют о положительной тенденции: «изменения происходят сначала в голове, и только потом – в поведении».

Структура декларируемых предпочтений в отношении видов общественной деятельности между двумя этапами исследования практически не изменилась: наиболее высока готовность помогать детям, пожилым людям, ветеранам, инвалидам. Респонденты готовы сдавать вещи для нуждающихся (41% в 2008 году и 52% — в 2010 году) и кровь в качестве доноров (18% и 27%, соответственно). Участвовать в поездках в детские дома, дома престарелых и др. готова примерно четверть опрошенных.

Как отметил социолог, это расходится с потребностями НКО, о которых сообщили их руководители. Так, организациям нужны добровольцы для участия в коллективных акциях – об этом заявили 69% опрошенных, а среди населения желание попробовать такую форму работы выразили только 25% респондентов. Существенный разрыв между потребностями НКО и предпочтениями потенциальных волонтеров отмечен в отношении информационной и координационной работы, оказания профессиональной помощи организациям.

В отношении поддержки населением общественных организаций большинство руководителей НКО отметили, что особых изменений нет. Так, 25% респондентов заявили об увеличении поддержки — в 2008 году такого мнения придерживались 6% опрошенных. Представители некоммерческого сектора невысоко оценили информационную и финансовую прозрачность НКО в своих городах, при этом, говоря о своих организациях, практически все отмечали увеличение степени их открытости.

Обсуждение результатов исследования в Общественной палате РФ провели рабочая группа ОП РФ по развитию благотворительности и Агентство социальной информации (АСИ). Проведенное исследование — составляющая проекта по повышению уровня доверия общества к НКО, который на протяжении трех лет реализуют АСИ, Центр развития некоммерческих организаций и Фонд «Созидание» при поддержке USAID, пояснила директор АСИ Елена Тополева. По ее словам, наиболее серьезный вызов для НКО, по данным исследования, — расхождение между потребностями и возможностями общественных организаций и желаниями потенциальных волонтеров.

Полученную в результате исследования четкую формулировку того, что хочет целевая аудитория общественных организаций, по мнению креативного директора Центра рекламных исследований Grand prix Владимира Вайнера, можно использовать как «хороший рецепт PR-кампании для НКО».

Президент Российского центра развития добровольчества Галина Бодренкова заявила, что о проведенная работа дает НКО опору при планировании их деятельности и, в частности, при разработке заявок на гранты.

Полный отчет о проведенном исследовании в ближайшее время будет размещен на сайте АСИ.