В рамках III Общероссийского гражданского форума представители гражданского общества обсудили проблемы, связанные с обеспечением доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг населению.
Предложения по выходу НКО на рынок социальных услуг, которые разрабатываются экспертами, будут включены в итоговый документ III Общероссийского гражданского форума. Эксперты считают, что обеспечение доступа некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг населению – это общая задача некоммерческого сообщества, и это нужно делать не ради самого третьего сектора, а ради благополучателей. При этом эксперты подчеркивают: далеко не каждая НКО способна получить доступ к оказанию услуг. Некоммерческая организация, оказывающая услуги, должна быть готова работать в рыночных условиях, обладать соответствующими возможностями и квалификацией.
Эксперты предложили заняться реализацией образовательных программ для руководителей органов социальной защиты регионального уровня. По мнению Александра Спивака, председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, такие образовательные программы могут «выводить» их с уровня руководства конкретными учреждениями, оказывающими помощь, на уровень управления социальной сферой в целом, который предполагает анализ, распределение ресурсов, то есть создание стратегии того, как эта система будет построена на региональном уровне.
Кроме того, эксперты считают, что необходима просветительская работа, касающаяся самих НКО: «взращивание» профессиональных поставщиков социальных услуг. «Мы понимаем, что их (поставщиков) мало на текущий момент и инфраструктура поддержки некоммерческого сектора должна целенаправленно «выращивать» поставщиков социальных услуг, которые могли бы работать долго и стабильно», – пояснил Спивак.
Эксперты также предложили создать программы, связанные с мотивированием социальных работников на работу в некоммерческом секторе, упростить и модернизировать отчетность по оказанным социальным услугам, детализировать перечень социальных услуг и разработать кейсы, которые продемонстрировали бы опыт работы эффективных НКО, уже оказывающих социальные услуги.
«Кейсы организаций, которые рассмотрели для себя эту возможность (попадания в реестр поставщиков социальных услуг), столкнулись с определенным количеством барьеров, преодолели их и в конечном счете в реестр попали. Такие кейсы нужно находить, структурно описывать, предъявлять их федеральному министерству для распространения и самим делиться между регионами», – говорит Спивак.
По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, к июлю 2015 года в реестрах поставщиков социальных услуг числились 313 некоммерческих организаций. Информация была обнародована по результатам мониторинга реализации закона об основах социального обслуживания граждан в регионах России.
III Общероссийский гражданский форум проходил в Москве 21-22 ноября. В первый день работы форума эксперты встретились на 16 дискуссионных площадках, во второй — прошла выставка проектов общественных организаций «Сделано гражданским обществом», в рамках которой НКО проводили лекции, мастер-классы, деловые игры и давали консультации.
Фото: flickr.com / Сivil Forum
Георгий Иванушкин
Источник: Агентство социальной информации