Как сделать работу НКО эффективной

Круглый стол «Новые требования к отчетности НКО»

П Р О Т О К О Л

 

проведения круглого стола «Новые требования к отчетности НКО»

 

28.07.2006 г.,г. Пенза

 

Правительство Пензенской области, аудитория 319.

 

Председатель: Ефремова Н.Ф.

 

Секретарь: Ефремова Т.П.

 

Присутствовали: руководители и юристы НКО Пензенской области, специалисты

 

Управления Федеральной службы регистрации по Пензенской

 

области (50 чел., список прилагается).

 

Повестка дня:

 

1. О работе третьего сектора Пензенской области в условиях нового законодательства.

 

Докладчик — председатель Общественной палаты при Правительстве Пензенской

 

области Пинишина С.Ф.

 

1. СЛУШАЛИ:

 

Пинишину С.Ф. — выступление прилагается.

 

ВЫСТУПИЛИ:

 

Ефремова Н.Ф. – c целью поддержки деятельности некоммерческого сектора Пензенской области предложила лидерам НКО Пензенской области выступить с обращением к Губернатору Пензенской области В. К. Бочкареву о необходимости принятия Закона Пензенской области «О грантах Губернатора Пензенской области».

 

2. О новых требованиях федерального законодательства к отчетности и регистрации НКО.

 

Докладчик – Богородицкий А.А.

 

2. СЛУШАЛИ:

 

Богородицкого А.А. – доклад прилагается.

 

3. ОБЩАЯ ДИСКУССИЯ, ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА (стенограмма прилагается).

 

Председательствующий _________ Н.Ф. Ефремова

 

Секретарь _________ Т.П.Ефремова

 

С. Ф. Пинишина: Добрый день, уважаемые коллеги! Начинаем работу. Сегодня мы проводим заседание круглого стола «Новые требования к отчетности некоммерческих организаций». Всем Вам известно, что уже 18 апреля этого года вступил в силу федеральный закон, вносящий изменения в Закон «О некоммерческих организациях». С этого дня все некоммерческие организации, действующие на территории Российской Федерации, обязаны жить и работать с учетом новых требований законодательства. В сложившейся ситуации будут иметь шанс на дальнейшее существование и развитие только те организации, которые будут в точности соблюдать федеральный закон. В ходе сегодняшней дискуссии мы предполагаем обсудить, каким образом третий сектор Пензенской области будет работать в условиях нового законодательства. Слово предоставляется Нине Федоровне Ефремовой, руководителю Ассоциации «Светоч».

 

Н. Ф. Ефремова: Добрый день, уважаемые коллеги! Да, действительно российское законодательство о третьем секторе подверглось серьезным изменениям, и мы об этом сегодня поговорим. Закон принят и его надо исполнять, в ходе правоприменительной практики будем вносить свои предложения по его изменению.

 

На что я еще хочу обратить Ваше внимание, коллеги. Дело в том, что Вы наверное знаете, в июле Общественная палата Российской Федерации объявила конкурс для российских некоммерческих организаций. Грантовый фонд, насколько мне известно, составляет 500 млн. рублей. Вот в этом вот контексте мы подготовили обращение к Губернатору Пензенской области Василию Кузьмичу Бочкареву о необходимости финансовой поддержки неправительственных организаций в нашем регионе, чтобы организации могли стабильно работать. Поэтому мы по столам пустили листочек с обращением, и кто согласен с нашей законодательной инициативой, то мы просим ее поддержать. Поскольку уже очевидно, что без государственной поддержки будет трудно существовать неправительственному сектору. Сейчас слово предоставляю Богородицкому Алексею юристу, который прошел обучение на семинаре в Москве, и он расскажет Вам о тех изменениях законодательства, которые касаются регулирования деятельности третьего сектора. Если у Вас будут по ходу возникать вопросы к Алексею, можете их задавать. Кроме того, на круглом столе присутствуют ведущий специалист Водянова Екатерина Николаева и заместитель начальника по связям с общественностью Управления Федеральной службы регистрации по Пензенской области Анна Сергеевна Елистратова, которые также готовы ответить на Ваши вопросы, коллеги.

 

А. А. Богородицкий: Уважаемые коллеги, добрый день! Итак, вступивший в силу в апреле Федеральный закон № 18- ФЗ внес кардинальные изменения в правовое регулирование деятельности третьего сектора. Отмечу, что изменения коснулись сразу нескольких федеральных законов – «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О закрытом административно-территориальном образовании» и Гражданского кодекса РФ. Изменения, скажем так, существенные. В дополнение к законам также были изданы ряд подзаконных актов, в частности Постановление Правительства № 212 от 15 апреля 2006 года, в котором содержатся формы отчетности, о которых мы поговорим сегодня, а также приказ Министерства юстиции РФ № 222 от 22 июня, который касается порядка проведения проверок некоммерческих организаций уполномоченными органами. На этом мы также остановимся подробно.

 

Для начала несколько слов о типах НКО, поскольку в свете новых законов следует четко различать, что такое некоммерческая организация, общественное объединение. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» определяет следующие формы НКО: общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнёрства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). То есть, общественные объединения – одна из форм НКО. Общественные объединения также могут быть созданы в различных формах, как то: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

 

Если коротко перечислить основные новеллы в законодательстве, то это:

 

— новые формы отчетности общественных объединений и иных некоммерческих организаций, в частности – структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

 

— новые формы документов, необходимых для государственной регистрации НКО;

 

— новые требования к учредителям и уставным документам;

 

— широкие полномочия контролирующих органов;

 

— также расширены основания ликвидации НКО, отказа в государственной регистрации вновь создаваемой НКО.

 

Закон вводит новое понятие – структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации. К ним закон предъявляет особо жесткие требования. Это касается и особого реестра для данного вида юридических лиц. Для того чтобы на законных основаниях продолжать деятельность на территории РФ, ИНКНПО обязаны будут пройти перерегистрацию, в отличие от всех иных НКО, для которых не установлено каких-либо сроков перерегистрации либо внесений изменений в уставные и учредительные документы.

 

Органы Росрегистрации.

 

Новый уполномоченный орган власти по надзору за деятельностью неправительственных организаций. Надзор осуществляется сразу по нескольким направлениям. При этом очень существенные права появились у регистрирующих органов. Право потребовать любые распорядительные документы. Право направлять своих представителей для участия в проводимых НКО мероприятиях. Право запретить реализацию любой программы ИНКНПО, направление денежных средств и иного имущества ИНКНПО. Право проводить проверки соответствия деятельности целям, предусмотренным учредительными документами НКО (не чаще 1 раза в год). В последнем случае проверяется также и расходование денежных средств, соответствие уставным целям. Причем права абсолютные и ничем не ограниченные. Что касается права потребовать документы, это касается и уставных документов, и любых решений органов управления, и повседневной деятельности организации. По мероприятиям скажу, что понятие «мероприятие» новое для российского законодательства, определения его пока нигде не дается. Будем ждать методических рекомендаций, которые выйдут, скорее всего, осенью. Думаю, право посещать мероприятия будет касаться как внутриорганизационных моментов (проведение общего собрания, заседаний коллегии адвокатов и т.п.), так и внешних каких-то действий, митингов, например. С другой стороны, сложности будут с охраной коммерческой тайны и других охраняемых законом тайн, хотя в законе есть положения об ответственности за разглашение. А как быть с религиозными организациями, с адвокатами? Исповедь – это мероприятие или нет? Поэтому здесь еще вопросов больше, чем ответов.

 

Теперь новые требования к учредителям. Это касается, прежде всего, вновь создаваемых организаций. Ну, это тех, кто захочет создавать НКО в таких вот условиях. Ужесточаются требования к учредителям. Не могут выступать в качестве учредителей:

 

— иностранный гражданин (либо лицо без гражданства), в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации. Вы все знаете, что у органов исполнительной власти, у судов есть такие полномочия. Тот же самый МИД может признать лицо т.н. персоной non grata. То есть, это по сути, требование законного нахождения иностранного лица либо лица без гражданства на территории РФ. Немного, правда, неясно с документами, которые подтвердят законность пребывания. Есть же и 90-дневный срок без регистрации, временные визы не всегда выдаются.

 

— лицо, включенное в перечень в соответствии с ФЗ N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Это компетентные органы ведут такой перечень, так что это тоже проверять все надо при создании НКО.

 

— лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Это положение очень критиковалось многими, особенно в Общественной палате РФ, когда шло обсуждение. Знаете, как сейчас обстоит дело с правами заключенных, а в будущем…В общем, труднее им будет защитить свои права.

 

-общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

 

-лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

 

Вот, в целом, если говорить, у нас уже где-то с 2002 года наблюдается общая тенденция в законодательстве по усилению борьбы с экстремизмом. Но здесь грань тонкая между интересами безопасности и соблюдением прав человека и гражданина. Бывает, не всегда выдерживается приоритет международных норм о правах и свободах, хотя Конституция РФ провозглашает их приоритет перед национальным законодательством. Здесь есть тоже повод подумать.

 

Изменились основания для отказа в регистрации НКО. От заявительного по сути дела к разрешительному порядку создания. Вы видите 5 оснований, они практически идентичны для НКО и общественных объединений. Первое. Если Устав НКО противоречит Конституции или законодательству РФ. Очень широкие здесь моменты, поэтому скурпулезно надо все уставные документы подавать на регистрацию. Прежде всего, положения Гражданского кодекса о том, что наименование должно указывать на характер деятельности организации, требования законов к отдельным видам НКО. Четко прописывать цели и задачи деятельности. Поскольку правоспособность специальная, указывайте все, чем намерены заниматься, до мелочей, строка «иные виды деятельности» больше не годится.

 

Второе. Если наименование НКО совпадает с наименованием ранее зарегистрированного общественного объединения или оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Оценочные понятия даны в законе. Трактовка неизвестно какая будет, все это на усмотрение правоприменителя. Есть опасения у некоторых правозащитных организаций, что их наименования что-то там оскорбят. Есть у нас законы и о свободе совести, а вот нравственность – она законом не регулируется. Поэтому следует избегать всего такого, что может вызвать отторжение у любых слоев общества.

 

Далее. Если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом, предоставлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган.

 

Если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с нормами Закона. И если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Не забывайте о правилах документирования, все страницы должны быть прошиты и пронумерованы, скреплены печатью и подписью. Излишний формализм в таких вещах не помешает.

 

Отдельные основания (дополнительные) предусмотрены для ИНКНПО. Перечислю. 1)если цели создания отделения ИНКНПО противоречат Конституции и законодательству РФ;

 

2)если цели создания отделения ИНКНПО создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам РФ;

 

3)если ранее зарегистрированное на территории РФ отделение ИНКНПО было ликвидировано в связи с грубым нарушением Конституции и законодательства РФ.

 

Опять-таки даны в законе оценочные категории. Самобытность возведена в ранг конституционно охраняемого института. Есть здесь, конечно, рациональные причины таких нововведений. Но ведь каким будет исполнение закона, неизвестно, слишком многое отдано на усмотрение чиновников. Опять создаем образ внешнего врага вместо того, чтобы свои проблемы решать.

 

Теперь, собственно, самое главное. Отчетность НКО. Ну, я думаю, Вы все здесь собравшиеся, сдавали отчетность, и финансовую в том числе. Теперь в дополнение к ранее существовавшим формам отчетности, подчеркиваю – в дополнение, прибавились новые. В срок до 15 апреля 2007 года Вы обязаны будете в орган Росрегистрации подать документы по новым формам. При этом Росрегистрация отказать в их приеме Вам не вправе. Главное успеть в срок. Это важнее, чем погрешности в отчетности. Разные меры ответственности предусмотрены. Есть формы 3 видов – для НКО, для ИНКНПО и для общественных объединений. Если для отдельных видов НКО были свои формы, например, для фондов – они также действуют. Скорее всего, отчетность будете сдавать за период с 1 января 2006 года, это и удобно будет, поскольку трудно разорвать финансовую деятельность с содержательной деятельностью организации по месяцам.

 

Итак, Правительство утвердило следующие виды документов. Все они у Вас есть в распечатанном виде и на дискетах:

 

— формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации;

 

— перечень и формы документов, необходимых для внесения изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

 

— формы документов, содержащих отчет о деятельности некоммерческой организации, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

 

— формы документов, содержащих информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании;

 

— формы документов, содержащих информацию об объеме получаемых структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации денежных средств и иного имущества, их распределении, целях расходования или использования, фактическом расходовании или использовании, расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и использовании предоставленного им иного имущества, а также о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах.

 

Кстати, мы Вам в раздатку не зря эти формы включили, Вы их можете вполне использовать, поскольку допускается заполнять их не только на компьютере, но и шариковой рукой.

 

В соответствии с постановлением, некоммерческие организации обязаны ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, предоставлять в орган регистрации:

 

— документы, содержащие отчет о ее деятельности,

 

— сведения о персональном составе ее руководящих органов,

 

— документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Общественные объединения дают информацию только по последнему пункту — об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании.

 

ИНКНПО предоставляют отчет, содержащий информацию

 

— об объеме получаемых этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования, — ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

 

— о фактическом расходовании или использовании полученных этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и использовании предоставленного им иного имущества, — ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;

 

— о предполагаемых для осуществления этим структурным подразделением на территории РФ программах, — ежегодно, не позднее 31 октября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа.

 

Документы можно лично под расписку вручить, но можно также заказной корреспонденцией по почте с описью вложения направить, как Вам удобнее будет.

 

Давайте посмотрим что в себя включает отчет о деятельности НКО.

 

1. Основная деятельность в отчетном периоде (согласно цели и предмету деятельности, определенным учредительным документом).

 

Решавшиеся задачи.

 

Виды регулярной деятельности (т.е. виды деятельности, имеющие непрерывный характер). Это может быть юридический прием граждан, проведение тренингов, т.е. деятельность не эпизодическая, а именно регулярная.

 

Осуществленные программы, в т.ч. не завершенные на конец отчетного периода (при наличии утвержденных руководящим органом программ (проектов)):

 

— Количество,

 

— Наименование,

 

— Цель,

 

— Основные мероприятия, сроки начала и окончания (для каждого мероприятия). Указываются мероприятия, в целях проведения которых требуется получение разрешения либо уведомление соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления и (или) выделение денежных средств, в том числе третьими лицами.С уведомлением понятно – это митинги, шествия и т.п. А вот что касается денежных средств, сами понимаете, любое мероприятие требует денег. Лучше смотреть по бухгалтерии – если есть списания со счетов, перечисления, тогда указывайте непременно.

 

Количество и состав участников (Указывается (для каждого мероприятия) общее количество участников и их состав (например, студенты, субъекты малого бизнеса, лидеры НКО как сегодня). При невозможности указания точного количества участников указывается примерное количество.

 

Мероприятия, направленные на достижение уставных целей и задач (Указываются мероприятия, не являвшиеся составной частью регулярной деятельности, а также не осуществлявшиеся в рамках реализации программы (проекта), в целях проведения которых требуется получение разрешения либо уведомление соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления и (или) выделение денежных средств, в том числе третьими лицами.)

 

— Наименование

 

— Время проведения

 

— Количество и состав участников (Указывается (для каждого мероприятия) общее количество участников и их состав. При невозможности указания точного количества участников указывается примерное количество.

 

2. Предпринимательская деятельность

 

Здесь помните, что при регистрации Вам присваивали коды по ОКВЭД, и заниматься Вы вправе только той деятельностью, которая была Вами заявлена.

 

3. Источники формирования имущества. Здесь прежде всего интересует проверяющих – российские деньги или иностранные. Если трудно определить их природу (ни по банковским документам, ни каким-либо еще способом, например, пожертвования) – смело указывайте как российские. Валюту можно любую указывать. Но вот в свете последних новелл в законодательстве, появилась валюта, о которой нельзя говорить. С этой точки зрения рубль более приемлем.

 

4. Управление деятельностью

 

— количество участников (членов)

 

— количество проведенных общих собраний и дата проведения последнего общего собрания

 

— количество заседаний иного высшего органа управления и дата проведения последнего заседания

 

— количество проведенных заседаний постоянно действующего коллегиального органа и дата проведения последнего заседания

 

— количество проведенных заседаний коллегиального исполнительного органа и дата

 

— проведения последнего заседания

 

— количество проведенных заседаний органа надзора (попечительский совет и т.п.) и дата проведения последнего заседания

 

— количество проведенных заседаний органа контроля (ревизионная комиссия и т.п.) и дата проведения последнего заседания.

 

5. Освещение деятельности в СМИ (отметить вид СМИ).

 

Ряд формулировок вызывают дополнительные вопросы. Так, например, в постановлении не раскрывается, каковы критерии «непрерывности» вида деятельности, что может привести к трудностям на практике: вносить тот или иной вид деятельности в указанный отчет.

 

Не знаю, как все это можно будет проверить. В необходимых случаях и финмониторинг может быть привлечен, и налоговая. Важно уже сейчас вести правильно документооборот, учитывать все эти показатели. Проводить заседания органов управления как положено Уставом, с оформлением протоколами и т.п. Ведите календарь мероприятий. Мы Вам на дискеты сбросили материалы по документообороту, как вести номенклатуру дел организации, оформлять правильно бумаги.

 

Сведения о фактическом расходовании средств включают в себя вид расходования, сумму, а также кому и на каком основании эти деньги были перечислены (реквизиты документа).

 

Только суммы указываются по следующим видам расходования:

 

— Расходы на оплату труда, включая выплаты в связи с компенсациями и гарантиями, предусмотренные трудовым законодательством, а также на выплаты физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и на оказание материальной помощи работникам

 

— расходы на выплату стипендий

 

— расходы на командировки и аналогичные поездки

 

— Расходы на приобретение материалов, оплату работ и услуг, в том числе на канцелярские товары, оплату услуг связи, использование программ для ЭВМ и баз данных, рекламных, транспортных услуг, услуг банков и других аналогичных услуг, а также расходы на консультационные и иные услуги, включая подготовку и переподготовку кадров

 

— Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств, собственных и арендуемых помещений, зданий, сооружений, служебного транспорта

 

— Расходы на уплату налогов и прочих обязательных платежей в бюджеты различного уровня; судебные расходы и арбитражные сборы

 

— Взносы по обязательному и добровольному страхованию

 

В отношении всех иных расходов нужно указывать, кому и на каком основании эти суммы были перечислены. Указываются сведения об основаниях перечисления (реквизиты документов), если такие расходы (для периодически осуществлявшихся выплат — суммарно) произведены в пользу одного лица и равны или превышают 10 тыс. рублей.

 

Сведения о фактическом использовании иного имущества включают в себя вид (цели) использования и основания использования (реквизиты документа).

 

Это все чистая бухгалтерия. Но все же на отчетность Вам, скорее всего, придется дополнительно человека привлекать, если конечно Вы не работаете без иностранных средств (тогда у Вас одни прочерки будут).

 

Неоднократное непредоставление ОО или НКО запрашиваемых сведений в установленные сроки является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной организации как юридического лица, что влечет за собой исключение организации из единого государственного реестра юридических лиц.

 

Филиалы и представительства ИНКНПО в случае единократного непредоставления в установленный срок требуемой информации (как отчетности, так и другой информации) могут быть исключены из государственного реестра юридических лиц.

 

КоАП также устанавливает ответственность за несвоевременное предоставление информации, неполное или искаженное предоставление информации. Штраф предусмотрен в размере до 5000 рублей. Поэтому и говорю, что начинать надо уже сейчас.

 

Хотя многое, повторюсь, будет зависеть от правоприменителя. Можно предупреждение получить с месячным сроком устранения недостатков, а можно штраф и административное приостановление деятельности.

 

Теперь мы перейдем к общей дискуссии, задавайте пожалуйста вопросы.

 

Н.Ф.Ефремова: Уважаемые коллеги, Вы можете Алексею Андреевичу вопросы задавать, а можете адресовать их представителям Управление ФРС.

 

Вопрос из зала: Как нам быть с адресами НКО? Что-то изменится?

 

А.А. Богородицкий: Спасибо за вопрос. Действительно, многих это коснется. Более жестко будут теперь следить за совпадением заявленного в документах юридического адреса с реальным местонахождением НКО. Поэтому при изменении адреса, надо будет безотлагательно вносить поправки в уставные документы. Проверки ведь не только по представленным в Управление документам будут проводиться, но и с выездом по адресу нахождения организации. И если проверяющие не найдут по заявленному адресу НКО, руководящих органов или деятельности какой-то, это будет основание для ответственности. Сложности, я знаю, у многих в связи с этим возникнут. А что касается вновь создаваемых организаций, то по домашнему адресу руководителя зарегистрироваться не получится, только нежилое помещение.

 

А.С.Елистратова: Для нас не существует понятия «юридический адрес», для нас важно местонахождение некоммерческой организации. Для того, чтобы мы знали, куда направлять уведомления, письма, поэтому надо указывать реальное местонахождение организации. В соответствии с нормами Гражданского кодекса, жилое помещение используется для постоянного проживания граждан и не может быть использовано в качестве офиса для НКО. Нам необходим достоверный адрес местонахождения.

 

Вопрос из зала: Хоть какая-то лазейка есть для НКО?

 

А.А.Богородицкий: Если раньше можно было регистрироваться по домашнему адресу, то сейчас закон четко говорит: нет. Практика покупных адресов уйдет в прошлое. Здесь выход или приобретать помещение, что не по силам почти никому, или долгосрочная аренда. Есть еще решение администрации города от апреля 2006 года об утверждении порядка перевода жилых помещений в категорию нежилых.

 

Реплика с мест: Что же, нам самим бомжевать?

 

А.А.Богородицкий: Вы знаете, что Президент РФ В.В.Путин на встрече с лидерами НКО перед началом саммита большой восьмерки дал понять, что готов к диалогу и готов выслушать предложения НКО по доработке этого «сырого» закона. Поэтому давайте вместе пытаться эту проблему решать, «Светоч» готов Ваши предложения как-то аккумулировать, чтобы затем обратиться к субъектам права законодательной инициативы в Государственную Думу РФ. И еще момент. Многие уже сейчас зарегистрированы по домашнему адресу. Закон обратной силы не имеет, так что есть надежда, для них это так и останется. Другое дело, проверяющий орган вправе предупреждение вынести о несоответствии в уставе, здесь уже думать придется.

 

Н.Ф. Ефремова: Думаю, мы на базе нашей Общественной палаты будем прорабатывать законодательные инициативы по усовершенствованию закона, его доработке с учетом Ваших предложений.

 

Одобрительные возгласы.

 

Вопрос из зала: Где располагается Управление Росрегистрации?

 

А.С.Елистратова: Наше Управление находится в Пензе, по адресу ул. Суворова, 39. Режим работы с 9-00 до 18-00.

 

Вопрос из зала: Скажите, а Вам штат увеличивают в связи с такими объемами работы?

 

А.С.Елистратова: Да, штат будет увеличен.

 

Вопрос из зала: У меня вопрос по проверкам. Нас же еще налоговая проверяет, по налогам и пеням. Одновременно может быть проверка у налоговой и у регистрации?

 

А.А.Богородицкий: Это законом не увязывается воедино. У каждого проверяющего органа своя компетенция. На практике можно такое представить, почему нет. Сильно не повезет Вам.

 

Вопрос из зала: По поводу учредителей проясните. У меня одна из учредительниц за границей живет. Как с ней быть?

 

А.А.Богородицкий: Пребывание за границей российского гражданина не есть препятствие для наличия статуса учредителя. Здесь много вопросов. На практике случаи бывают, когда один умер, другой ликвидировался, третий в бизнес ушел. А без учредителей организация бывает неспособна решать задачи и цели деятельности. Как быть? У ученых разные позиции по выводу из числа учредителей. Одни говорят – учредил и точка. Акт свершившийся. С другой стороны, жизнь она разная, и ситуации всякие бывают. Никто Вам не запрещает такие механизмы в уставных документах прописать. То же самое собрание учредителей может решать и по добровольному, и по принудительному выходу учредителей. Судебной практики нет по этому поводу, но многие сами эти механизмы прописывают и решают вопросы и с недобросовестными товарищами. Про паспорта не забудьте – данные часто меняются.

 

Вопрос из зала: Скажите, мы должны уведомлять заранее о своих мероприятиях органы регистрации? Они вправе на них присутствовать.

 

А.А.Богородицкий: Да, право у них есть такое. Но это не значит, что их приглашать надо. Вы в необходимых случаях уведомляете органы местного самоуправления. Но если будет соответствующий запрос со стороны Росрегистрации, по поводу планируемых мероприятий, тут деваться некуда.

 

Вопрос из зала: Поясните о правах проверяющих.

 

А.А.Богородицкий: При реализации полномочий по проведению проверок Росрегистрация и территориальные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации. Проверки проводятся не чаще одного раза в год. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые и внеплановые проверки могут проводиться:

 

1) по месту нахождения и (или) ведения деятельности некоммерческой организации, в том числе общественного объединения (далее — выездные проверки);

 

2) без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности некоммерческой организации, в том числе общественного объединения, путем изучения представленных документов.

 

Плановой проверкой является проверка, включенная в план проверок, формируемый на соответствующий календарный период (квартал, полугодие или год) и утверждаемый распоряжением Росрегистрации. В случае возникновения при проведении проверки необходимости получения информации о деятельности некоммерческой организации, связанной с иными некоммерческими организациями, принятие решения о государственной регистрации которых возложено на Росрегистрацию (территориальные органы), Росрегистрацией (территориальным органом) могут быть запрошены у этих некоммерческих организаций документы, относящиеся к деятельности проверяемой некоммерческой организации.

 

Срок проведения проверки не может превышать 30 дней. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации распоряжением (поручением) срок проверки может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

 

Проверка может проводиться за период деятельности некоммерческой организации, не подлежавший проверке при проведении предыдущих проверок, превышающий указанные 3 года, при наличии информации о том, что при создании данной организации были допущены неустранимые нарушения.

 

Письменное уведомление некоммерческой организации о проведении проверки должно быть направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 5 рабочих дней до даты начала проверки.

 

При проведении проверки руководитель, иные лица проверяемой некоммерческой организации, ответственные за взаимодействие с проверяющим (проверяющими) (далее — уполномоченные лица некоммерческой организации), обязаны содействовать проведению проверки, в том числе:

 

организовать при необходимости встречу проверяющего с лицами, входящими в состав руководящих органов, а также главным бухгалтером, руководителями основных подразделений (лицами, исполняющими их обязанности) некоммерческой организации;

 

при наличии возможности предоставить на срок проведения выездной проверки отдельное изолированное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами (с программным обеспечением, согласованным с проверяющим), организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи (при выездной проверке);

 

предоставлять по письменному требованию проверяющего в установленный им срок необходимые документы или их надлежащим образом заверенные копии;

 

давать устные разъяснения по существу вопросов;

 

оказывать иное содействие проверяющему (проверяющим).

 

В случае, если по требованию проверяющего документы (их копии) не могут быть предоставлены в установленный им срок либо отсутствуют, уполномоченное лицо некоммерческой организации должно до истечения такого срока предоставить письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения требования.

 

Вопрос из зала: Можно ли запрашиваемые документы по факсу или электронке отправить?

 

А.А.Богородицкий: В рабочем порядке, конечно, если есть такая возможность. В приказе Минюста и факсимильная связь упоминается в том числе.

 

Н.Ф. Ефремова: У меня вопрос к представителям Росрегистрации. Как будет дело с ТСЖ, ГСК? Все же у них несколько другие направления деятельности, свои сферы работы.

 

А.С.Елистратова: По этому вопросу могу уже четко сказать, что данные организации останутся на учете в налоговой службе и все эти нововведения их не коснутся.

 

А.А.Богородицкий: А профсоюзы?

 

А.С. Елистратова: Профсоюзы на нашем учете так и остаются.

 

Вопрос из зала: Насколько жестко все-таки будет подход к НКО?

 

А.С. Елистратова: Мы будем действовать в рамках закона. До 2007 года никаких штрафных санкций мы не применяем. Мы понимаем всю общественную и социальную значимость Вашей деятельности, но подход будет ко всем единый, строго в рамках действующего законодательства. Прежде всего в ходе проверок нас будет интересовать соответствие деятельности Ваших организаций цели и предмету деятельности, заявленных в уставных документах.

 

Н.Ф. Ефремова: Мне остается поблагодарить всех за участие в заседании круглого стола. Для нас главной целью было как-то расшевелить НКО, и думаю, это нам удалось. Для многих, я вижу, изменения в законодательстве стали новостью. Мы будем и в дальнейшем информировать Вас по данному направлению. Кроме того, все Вы можете обращаться за консультациями к нашему юристу. Прием по вопросам отчетности НКО будет осуществляться с августа до конца года, каждый вторник с 9-00 до 12-00 и каждый четверг с 14-00 до 18-00.

 

Вопрос из зала: А записаться заранее на прием можно?

 

Н.Ф. Ефремова: Пожалуйста, наш контактный телефон 63-03-01. Скажите, пожалуйста, коллеги, как Вам семинар? Будет ли он Вам полезен?

 

Голоса с мест: Да, очень. Безусловно! Спасибо за приглашение.

 

Н.Ф. Ефремова: Тогда еще раз поблагодарим всех участников! Всего доброго!

 

С презентацией «Новые требования к отчетности НКО» можно ознакомиться здесь.