Как сделать работу НКО эффективной

Краткий комментарий к поправкам, розданным на так называемом «расширенном заседании рабочей группы» 14 декабря

Что улучшено?

1. Снят сюжет с обязательным уведомлением общественным объединением, не имеющим статуса юридического лица, о своем создании и начале деятельности.

2. Исключен тотальный запрет на существование в РФ филиалов и представительств иностранных НПО.

3. Закон планируется вступлением в силу по истечении 90 дней со дня опубликования.

Концептуальные возражения:

1. Зона свободы, защищаемая по сей день законом «О некоммерческих организациях», ликвидируется. НКО оказываются в режиме разрешительной регистрации (вместо заявительной) и тотальной подконтрольности «уполномоченному органу» (т.е. Росрегистрации).

2. Вводится поражение в праве на объединение для неопределенного круга лиц. Учреждать общественное объединение или иную некоммерческую организацию запрещается лицу (физическому или юридическому), если цели, задачи и формы его деятельности противоречат Конституции и законодательству РФ. Если некто был зафиксирован как участник неправильно проведенного пикета – это уже «форма деятельности, противоречащая законодательству».

3. Предложенное в варианте первого чтения право чиновников Росрегистрации без каких-либо ограничений знакомиться с финансово-хозяйственными документами НКО слегка закамуфлировано. Органам Росрегистрации предоставлено право не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности НКО уставным целям, в том числе, в части расходования средств. Естественно, продолжительность таких проверок никак не ограничена, ревизия «раз в год» может быть растянута на полгода.

Кроме того, та же Росрегистрация вправе будет затребовать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО в налоговых и иных контрольных и надзорных органах и даже в финансово-кредитных организациях, т.е. в банках.

Наконец, некоммерческие организации обязывают по первому требованию предоставлять в Росрегистрацию отчеты о своей деятельности, о реализации целей и задач с подтверждением соответствия учредительным документам расходования средств. При этом формы и сроки предоставления указанных документов законом никак не определяются. Определять их будет Правительство – в свободном фантазийном полете. Два раза не предоставлены документы – подается заявление в суд о ликвидации.

4. Основаниями ликвидации и запрета деятельности НКО объявляются неоднократные нарушения любого законодательства (хоть о противопожарной безопасности) либо одно грубое нарушение. Что считать грубым, будут решать сначала чиновники Росрегистрации или прокуратуры, а затем, по их заявлению, суд.

5. Устанавливаются повышенные меры безопасности для иностранных поступлений (будь то от иностранных организаций или иностранных граждан). При этом сюжет «прозрачности» зарубежных средств (а также средств международных организаций, независимо от места их регистрации) выводится из-под регулирования федерального закона и передается на усмотрение Правительства, которое будет устанавливать формы и сроки предоставления такой отчетности (как для получающих НКО, так и для зарубежных организаций-доноров).

6. Иностранным гражданам и лицам без гражданства (кроме законно находящихся в РФ) запрещается быть учредителями, членами и участниками российских НКО. Исключение сделано только для международных общественных объединений и то только для тех представляющих их иностранных граждан, в государствах которых имеются структурные подразделения этих международных объединений. Особо замечателен этот запрет для участников общественных объединений, поскольку участники, согласно закону, это лица, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия. Запрет на такого рода соучастие – явный признак «железного занавеса» и антиэкстремистской (или «антиоранжевой») паранойи.

7. Как отмечено выше, филиалы и представительства иностранных НПО могут действовать в России. Все что требуется от них – подать уведомление о себе в Росрегистрацию с приложением необходимых документов. После чего филиалы и представительства включаются в реестр и приобретают правоспособность. Одно только «но»: включение в реестр осуществляется не в заявительном, а разрешительном порядке. Иностранной НПО может быть отказано во внесении сведений о ее филиале или представительстве в реестр по целому ряду как формальных, так и оценочных оснований. Наиболее замечательна возможность отказа в случае, если цели создания филиала и представительства «создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам» РФ.

По заявлению одного из авторов проекта депутата Сергея Попова (ЕР), эти перлы изысканы «в нормах международного права» и потому не могут быть поставлены под сомнение. Между тем, одна из десятков тысяч ничего не значащих и никого ни к чему не обязывающих деклараций ООН, откуда авторы почерпали перечисленные ограничения прав, не является ни конвенцией, ни пактом, ни международным договором, а лишь в лучшем случае рекомендательным документом, каковых в ООН для сотрясения воздуха ежегодно принимаются сотни.

Очевидно, что отказать в правоспособности на российской территории любой неугодной иностранной НПО по мотивам «угрозы самобытности» не составит труда.

8. Вводится тотальный запрет на деятельность на территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) организаций (коммерческих и некоммерческих), учрежденных иностранными гражданами, иностранными организациями, в том числе иностранными НПО, а также на деятельность на территории ЗАТО международных организаций, в т.ч. зарегистрированных в России.