Как сделать работу НКО эффективной

Кому вручить калошу

Так совпало, что на днях мне позвонили журналисты из разных изданий с одним вопросом – о премии, которую мы с Алексеем Газаряном учредили около года назад. Мы решили попробовать оценить работу НКО — как эффективных, так и неэффективных.

У артистов есть премии, у промышленников есть свои поощрения. У НКО, кроме грамот от социальных учреждений, почти ничего и нет. Называли мы премию «Гектары благотворительности». Это одновременно и премия, и антипремия. Потому что на нашей поляне пока есть место не только плодам, но и сорнякам. У кого-то «трактора эффективности» на ходу, а у кого-то разруха и запустение. При этом есть видимость работы. Тратятся средства.

Подобного проекта в России еще не было, когда одни НКО оценивают работу других. Что неудивительно – и консолидированных НКО-то практически нет. Решили мы сделать премию почти шуточно, почти всерьез, ненавязчиво, стараясь никого не обидеть, хотя при оценке это всегда трудно.

Мы отметили те организации, которые зарекомендовали себя как реально эффективные, годами работающие в общественном поле, пригласили их на фуршет и одарили статуэтками, теми самыми «тракторами эффективности». Далее мы стали отмечать тренды неэффективности, которые уже реально мешают развиваться гражданскому обществу. В основном это были тренды, сформированные в сфере поддержки самой, пожалуй, незащищенной от НКО социальной группы – детей-сирот, которых просто изнасиловали праздниками, подарками, вывозами на Красную площадь.

Этим детям всю жизнь отгружают помощь, растя их в субсидиарном сознании, иждивенцами и попрошайками. Сироты – самый-самый лакомый кусок для реализации часто необдуманных и глупых проектов; на это денег дадут спонсоры. При этом замерить эффективность практически нельзя, потому что для этого необходимо работать порой несколько десятков лет: показатель эффективности – состоялся ли воспитанник в жизни и стал ли успешен как гражданин и личность.

Попытка создать проект-премию, который бы реально влиял на изменение вектора помощи наших НКО, пока никак не оценен. О премии знают немногие, и немногие готовы стать ее участниками. Хоть уже пиши на заборе разные слоганы неэффективности, так сильны традиции этой неэффективности.

Мы не ставим перед собой задачу освистать одних и поднять на щит других. Тут важнее даже сам зачин, мысль, идея, тренд.

Пока никак не удается развернуть многие наши НКО от практики одноразовой помощи, когда приходят в детский дом, порисуют с воспитанниками и уходят. Таким НКО хочется показать эффектные дела, а не трудные, но невидимые программы. Важно, чтобы показателем эффективности было не научение сирот держать кисточку, а лицезрение, как они встают на ноги за порогом детдома. Тогда и «приходящее» рисование выльется в дальнейшее сопровождение, то есть адаптацию ребенка, с которым некогда вместе брали в руки кисть.

Как мне видится, антипремия, созданная силами самих же НКО, по примеру «Серебряной калоши», могла бы стать одним из инструментов, помогающих НКО понять те или иные ошибки, совершаемые, естественно, часто не по злобе, а потому что нет внешнего взгляда. Оценки и подсказки.

Нередко одной рукой мы творим доброе и вечное, а другой делаем совсем иное. Возможно, в эту самую другую руку надо взять «Серебряную калошу» и подумать, почему она здесь оказалась. Осмыслить и пойти вперед, меняясь и меняя вокруг себя. Главное, хотеть менять и меняться. Чего всем и желаю.

Александр Гезалов

http://philanthropy.ru/