Как сделать работу НКО эффективной

Книга «Управление НКО. Пособие для практиков»

Год издания
2012
Правообладатель
Мэрилин Ваятт

Агентство социальной информации выпустило русский перевод книги «Управление НКО. Пособие для практиков». Впервые издание вышло по-английски в 2004 году и с тех пор переведено на многие языки стран Центральной и Восточной Европы.

Книга эта – собрание рекомендаций, которые еще в начале 2000-х гг. разработала группа экспертов (ученых и практиков) из стран Восточной и Центральной Европы. Группу интересовали вопросы управления НКО в странах Центральной и Восточной Европы. Как известно, опыт возникновения и развития некоммерческого сектора в этой части мира во многом совпадает с нашим, российским. Эксперты, занимающиеся вопросами развития гражданского общества в этих странах, заметили, что процесс «заимствования» уже принятых в западных странах практик управления НКО в странах Центральной и Восточной Европы,  с их коммунистическим прошлым и непростой политической и социально-экономической ситуацией, имеет  свои особенности. Изучив и теорию, и практику управления НКО в разных странах, эксперты пришли к выводу, что, несмотря на все отличия, есть набор базовых принципов, которые являются  основополагающими для управления НКО по всему миру.

Взяв за основу эти восемь принципов:

  1. НКО подотчетны своим сообществам
  2. Добросовестное  управление – основа подотчетности
  3. Добросовестное  управление имеет формализованную структуру
  4. Добросовестное управление предполагает разделение функций управления и менеджмента
  5. НКО – это организации, руководствующиеся миссией
  6. НКО продвигают самые высокие профессиональные и этические стандарты
  7. НКО ответственно подходят к выбору ресурсов и управлению ими
  8. НКО откликаются на потребности сообществ, ради которых они работают,

эксперты рабочей группы предложили руководителям НКО стран Центральной и Восточной Европы набор рекомендаций, которые могли бы расширить их представление о добросовестном управлении и показать, как превратить абстрактную теорию в работающую практику.

Выпуская пособие, авторы надеялись, что оно послужит многим НКО независимо от того, чем они занимаются и каким опытом обладают. Хотя, конечно, они отдавали себе отчет, что многие рекомендации покажутся применимыми только к большим, работающим в благоприятных условиях НКО.

Мы в АСИ, как и авторы, тоже убеждены, что НКО должны быть ответственными перед обществом, тем более в сегодняшних условиях. Они во многом похожи на те, в которых работали наши европейские коллеги некоторое время назад: с одной стороны, из страны уходят международные доноры, с другой стороны, в стране появляются новые возможности поддержки НКО.  Выпуская книжку на русском, мы тоже понимаем, что задача внедрения добросовестного управления в НКО – из разряда «долгоиграющих». Кому-то рекомендации, которые содержатся в пособии, кажутся идеалистичными.

Между тем надо напомнить, что российское законодательство об НКО требует разделения функций управления и менеджмента и наличия в организации управляющих и исполнительных органов. Не секрет, однако, что большинство НКО требования законодательства выполняют формально. Более того, многие руководители организаций высказываются в том смысле, что эти требования навязываются организациям и только мешают им работать. По мнению других руководителей, первые просто не видят преимуществ, открывающихся перед организациями, которые стараются по-настоящему следовать принципам добросовестного управления.

Мы сделали небольшую подборку примеров из практики ведущих российских организаций, у которых есть функционирующие и активные внешние органы управления – правление, попечительский или экспертный совет. Это примеры деятельности организаций, работающих в разных сферах и разных городах. Надеемся, что они окажутся достаточно убедительными для тех, кто задумывается о развитии организации на основе принципов добросовестного управления.