Как сделать работу НКО эффективной

Кинофестиваль «Кино без барьеров» – кино о свободе

Эксперт
Ольга Дроздова, координатор программ Агентства социальной информации, организатор первого кинофестиваля "Кино без барьеров"

Кинофестиваль «Кино без барьеров» проводится организацией людей с инвалидностью «Перспектива» каждые два года начиная с 2002-го.  Миссия этого фестиваля – формировать позитивное отношение к людям с инвалидностью, показывать многообразие их жизни и возможностей и продвигать в обществе подлинное равноправие. Хорошее кино, где есть живой образ, эмоции, драма – это очень убедительный инструмент для продвижения новых идей. В данном случае – идеи понимания того, что человек с инвалидностью имеет те же права, что и остальные, что его жизнь не сводится —  и не должна сводиться! — к медицинскому и социальному обслуживанию, что она может быть очень насыщенной и даже по-хорошему завидной, а вклад в жизнь общества – очень весомым.

Фестивали фильмов о людях с инвалидностью есть в разных странах мира – США, Австралии, Великобритании, Финляндии, Греции и др. Идея провести такой фестиваль в России вынашивалась не один год: с конца 1990-х годов «Перспектива», продвигая социальный подход к инвалидности, проводила семинары и консультации для самых разных аудиторий – для молодых людей с инвалидностью и их родителей, для учителей и врачей, для работодателей и чиновников… И на этих встречах обязательно показывала кино. Одним из первых фильмов, который использовался в просвещении, стал американский документальный фильм об активистах движения за права инвалидов People in Motion («Люди в движении»). Предтечей же фестиваля можно назвать английскую ленту Talk/«Говорить». Это небольшой игровой фильм, сделанный в хорошей английской традиции «зазеркалья»: молодой перспективный бизнесмен Роберт внезапно просыпается в мире, где он, не имеющий инвалидности, в меньшинстве, а «нормальное» большинство вокруг, наоборот, люди с инвалидностью. Роберт на своей шкуре чувствует, что его совершенно незаслуженно притесняют, и, проснувшись, предлагает прекратить разговоры о том, что «надо уже что-то делать», и начинать действовать. Фильм был переведен на русский язык, озвучен в студии «Интерньюс» и открывал первый фестиваль в 2002 году.

С самого начала предполагалось, что аудиторией фестиваля должны стать люди, не имеющие опыта инвалидности. Если они увидят это кино, то будут по-другому относиться к тем, у которых такой опыт есть. Практика показывает, что так оно обычно и происходит. Однако основная проблема в том, как привлечь таких зрителей. Как убедить людей, уже находящихся во власти устойчивых стереотипов, что данный фестиваль – это не тяжкий моральный долг, слезы, жалость и тяжелые кадры в стиле «Повесть о настоящем человеке»?

«Перспектива» успешно справляется с этой трудной задачей. Только в Москве на фестивальных показах побывало более 15 000 зрителей, и с каждым годом зал заполняется все лучше. В зале – много людей с самыми разными видами инвалидности и все больше людей без инвалидности. Этот опыт совместного просмотра и обсуждения увиденного дорогого стоит. Особенно, наверно, это важно для молодежи и детей, и тут у «Перспективы» большие успехи.  Фильмы детской программы посмотрели более 3000 московских школьников. В 2014 году, по словам организаторов, педагоги сами интересовались программой и приводили на показы целые классы. А лучшие фильмы фестиваля показывают на «Эхе фестиваля» в других городах по всей стране, где их увидели десятки тысяч людей.

Это удается, прежде всего, потому, что главное на фестивале – это кино: хорошее, интересное кино.  О чем же все эти фильмы?

Если совсем обобщить, то они о свободе. О том, что любой человек рождается свободным и имеет право на независимую жизнь. Однако есть обстоятельства, при которых право на свободу надо отстаивать, и во многих странах инвалидность все еще относится к таким обстоятельствам. Люди с разными видами инвалидности в большей или меньшей степени подвергаются дискриминации везде, и везде им гораздо труднее прожить жизнь так, чтобы реализовать свой потенциал и получить все, что положено человеку от рождения. Именно поэтому на фестивале много фильмов о мужестве, сильной воле и жажде жизни. Однако сильных качеств героя не всегда бывает достаточно для хорошего фильма. Одна из грандиозных задач фестиваля – сделать программу интересной, показать все достойное, но не перегрузить зрителя. Программу помогает составить оргкомитет, в который входят и кинематографисты, и люди с инвалидностью. Они смотрят фильмы и оценивают их с точки зрения своего опыта, своего отношения к проблеме и, конечно, своего вкуса. Помимо художественных достоинств, для отбора на этот фестиваль используются особые критерии-подсказки:

— Соответствует ли фильм девизу кинофестиваля?

— Сфокусирован ли фильм в меньшей степени на проблеме, и в большей – на способах ее решения?

— Как показан образ человека с инвалидностью: активный, разносторонний или же наоборот вызывающий жалость, стереотипный?

Безусловно, на фестивале «Кино без барьеров» документальные ленты преобладают, но организаторы стараются представить на фестивале и игровое, и анимационное, и неформатное экспериментальное кино, и ролики социальной рекламы. На фестивале традиционно есть детская программа с детским жюри, играми и обсуждениями. Третий фестиваль в 2006 году проводился совместно с Музеем кино, благодаря чему была показана интересная и привлекшая киноманов ретроспектива.

Основные темы фильмов переплетаются и перекликаются. В талантливой работе внимательный взгляд на одну маленькую частную проблему открывает такие бездны и масштабы, что зритель, скорее всего, уже не забудет увиденного. Тем не менее, вот основные темы фильмов, которые можно увидеть на «Кино без барьеров»:

Что такое норма? Этот вопрос так и или иначе звучит во многих фильмах. Его задают себе и зрителю режиссеры фильмов самых разных жанров. И даже если эта норма есть, то что из этого? И неужели же это ТАК важно, ведь все можно перевернуть с ног на голову?

Образование. Право и доступ к образованию – важнейшая тема и забота «Перспективы»: организация уже многие годы трудно, но успешно продвигает в России инклюзивное образование. Именно поэтому фильмы, в которых затрагиваются проблемы инклюзивного образования, всегда есть в программе.

Любовь к детям. Родители любят своего ребенка, принимают его таким, какой он есть, и готовы на все, чтобы он смог вырасти и жить полноценно при всех обстоятельствах, которые выпали семье. И такая самоотверженность окупается.

Свобода от опеки и независимая жизнь. Обратная сторона родительской любви и заботы – чрезмерная опека. Это основная тема для размышлений в игровых и документальных работах, в центре внимания которых – молодежь.  Молодые люди хотят свободы, отношений со сверстниками, новых впечатлений, приключений и удовольствий – и они имеют на это полное право.

Закрытые учреждения. Закрытые учреждения – интернаты, дома инвалидов, дома престарелых для многих людей с инвалидностью – до сих пор вынужденная реальность. Раньше во многих странах такая судьба по умолчанию была уготована всем, у кого инвалидность от рождения. Благодаря процессу деинституционализации люди обретают возможность жить независимо и полноценно.

Исторические фильмы: как шла борьба за свободу. Когда мы говорим о качестве жизни людей с инвалидностью, мы часто апеллируем к западным странам: «у них там равноправие». Но нельзя забывать, что так было не всегда: за равноправие пришлось бороться, борьба эта шла долгие годы и продолжается до сих пор. Отдельная тема в истории – Вторая мировая война. Как известно, нацисты старались добиться «чистой» расы, а люди с инвалидностью, особенно с инвалидностью от рождения, по нацистским канонам считались выбраковкой, биоматериалом, пригодным разве что для опытов. Об этом есть страшное и незабываемое кино, которое тоже необходимо увидеть.

Дискриминация и право на семью. Имеет ли право человек с серьезной инвалидностью на жизнь? А на свободу? На частную жизнь? А на продолжение рода? Тема деликатная, к которой подступаются только самые смелые авторы. Но зато насколько это тема богата для художника и насколько она важна для всех нас, для осознания и принятия того простого факта, что взрослый человек с ограниченными возможностями, что бы там ни казалось, имеет те же потребности, как и любой взрослый человек.

Где можно получить помощь. Услуги для людей с инвалидностью и их семей развиваются по всему миру. Их все равно недостаточно, и потенциал здесь огромный. Очень важно показать, что есть организации, центры, объединения, группы взаимопомощи и пр., куда можно прийти за помощью, услугами и поддержкой, где можно встретиться со специалистами и людьми со схожими проблемами, где можно преодолеть чувство безысходности.

 «Покорение вершин». Тема, часто звучащая на фестивале, – несбыточная, казалось бы, мечта, к которой герой – человек с инвалидностью, особенно после травмы, стремится всей душой, чтобы доказать миру что-то очень важное про себя в новом качестве. Этот вызов становится делом всей жизни и порождает интересные и красивые проекты, к которым с радостью присоединяются другие.

Искусство как способ самовыражения и субкультура инвалидности. Это разные, но близкие темы, которые звучат на каждом фестивале. Ярких и красивых фильмов про самовыражение в искусстве, в том числе и российских, довольно много. Особый поворот этой темы – «инвалидность как дар». В ряде работ неожиданно, но отчетливо звучит этот лейтмотив: если бы не инвалидность, герой бы не добился того, чего добился, и не стал бы тем, кем стал.

Очень интересны работы, связанные с самоидентификацией себя как члена отдельного сообщества людей с инвалидностью, развитием собственной субкультуры. Такие фильмы бывают провокационными, не вполне политкорректными по отношению к «неинвалидам» (а то и вообще – «ну просто возмутительными!»).

Юмор. Где для каждого автора кино про людей с инвалидностью проходит граница дозволенного? Над чем он имеет право пошутить и как? Кто может себе это позволить, или это вообще непозволительно? Кому понятны и интересны эти шутки? Фильмов, которые можно отнести к разного рода комедиям, на фестивале не так много. Как правило, это кино из англоязычных стран с богатой традицией парадоксального и черного юмора, или «кино для своих». Очень интересны редкие исключения: анимация австралийского режиссера Адама Элиота – «Харви Крампет», «Мэри и Макс» или немецкий игровой фильм «Без ума от Парижа» про побег из интерната.

Не только кино: мастер-классы, семинары и дискуссии

Надо сказать, что фестиваль «Кино без барьеров» – это не только показ фильмов. Кино всегда сопровождается обсуждениями тех или иных затронутых проблем. В работе фестиваля всегда участвуют авторы фильмов, и они готовы рассказать о своих мотивах, поисках и находках, испытанных при работе эмоциях. В ходе мастер-классов признанные кинематографисты рассказывают о том, какими приемами им удается точнее передать тот или иной образ или ярче выразить ту или иную мысль.

Вне всякого сомнения, фестиваль «Кино без барьеров» внес большой вклад в развитие профессиональной дискуссии вокруг этой темы. Он стал одним из стимулов создавать новое кино о проблемах инвалидности. Заметно, что уровень фильмов фестиваля растет, работы становятся богаче, глубже, раскрепощеннее.

Детский дневник кинофестиваля Кино без Барьеров 2014

Дневник кинофестиваля Кино без Барьеров 2014

Провести такое масштабное событие, как международный фестиваль, без партнеров, спонсоров и сторонников из разных «миров» невозможно. «Кино без барьеров» обрастает друзьями, которые уже не бросают фестиваль. Кто эти друзья? Прежде всего, кинематографисты: со времени подготовки первого фестиваля и до сих пор его сопровождают люди, которые сами создают кино. Они знают этот мир, своих коллег по цеху, интересные работы. Они помогают отобрать фильмы для показа, договориться с залами, пригласить в жюри своих коллег, оказывают необходимую профессиональную поддержку – помогают с субтитрами, находят монтажные студии, готовят проморолики и трейлеры и многое другое. Кинематографисты всегда входят в оргкомитет фестиваля, а также в жюри, возглавляет которое каждый раз один из выдающихся режиссеров. Последний раз это был Вадим Абдрашитов. Другие постоянные партнеры – представители разных организаций людей с инвалидностью, которые тоже входят в оргкомитет, помогают отобрать фильмы и рассказать о них своим сторонникам. В оргкомитет входят и представители разных НКО, и представители власти. Фестиваль традиционно проводится при поддержке правительства Москвы, и эта поддержка – не только финансовая. У фестиваля есть и спонсоры. Привлечь спонсоров всегда нелегко, но «Перспектива» научилась это делать, и фестиваль уже обрел постоянных партнеров. С каждым разом у фестиваля становится все больше волонтеров – как правило, это студенты, – для которых есть масса интересных заданий: от устного перевода для зарубежных участников до помощи во вручении призов. С волонтерами работают сотрудники организации, которые помогают организовать работу эффективно.

Можно сказать, что «Перспективе» удалось сделать узнаваемый и востребованный бренд: фестиваль знают и его ждут. Причем его ждут и зрители, и кинематографисты. Для кого-то из них фестиваль стал стимулом создавать новые работы: авторы видят, что интерес к этой теме есть, что их талант и усилия будут оценены. На фестивале получилось создать очень продуктивную синергетическую среду: здесь есть возможность обсудить фильм с заинтересованной аудиторией, поделиться своими идеями и вдохновиться мыслями и находками других, зарядиться энергией заинтересованной аудитории. Для зрителей фестиваль – тоже событие. Уровень программы становится раз от раза выше: это отмечают и члены жюри, и обычные зрители разного возраста.

Конечно, организаторы стремятся к еще более широкой аудитории, раскрепощенной атмосфере праздника, мечтают, чтобы он проходил с аншлагом в престижном и доступном для людей с инвалидностью зале где-нибудь в центре Москвы. Пока даже поиск зала – непростая задача, да и все остальные задачи тоже нельзя назвать простыми. «Перспектива» учится их решать так, чтобы все гости фестиваля – а среди них есть люди с самими разными потребностями – чувствовали себя как дома и могли участвовать во всех мероприятиях программы наравне со всеми.

Свой опыт проведения фестиваля «Перспектива» представила в пособии, в котором постаралась по шагам расписать алгоритм действий. Если вы готовы на такой масштабный проект – это может быть, кстати, вовсе необязательно кинофестиваль, а большая выставка, уличный праздник или фестиваль искусств, – пользуйтесь инструкцией и попробуйте повторить! Но есть решение и для тех, кто хочет провести у себя в городе (или на своей площадке) «Эхо кинофестиваля»: все фильмы, показанные на фестивале в Москве, переведены на русский язык и снабжены субтитрами. Они описаны в каталоге и на сайте фестиваля. Вы можете связаться с «Перспективой» и стать партнером фестиваля.

Сайт кинофестиваля

Кейс подготовлен Агентством социальной информации в рамках проекта «ПравоВидение: коммуникации на защите прав человека». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17.01.2014 № 11-рп, и на основании конкурса, проведенного движением «Гражданское достоинство».