Как сделать работу НКО эффективной

Кейс по PR. Ярмарка молодежных социальных проектов «ДаНКО»

Проблема

Одним из наиболее серьезных препятствий дальнейшего развития третьего сектора является отсутствие признания его роли в решении социальных проблем и улучшении жизни местных сообществ со стороны общественности. Поэтому НКО испытывают трудности в привлечении человеческих ресурсов и, в частности, волонтеров и молодых лидеров.

Хотя волонтерские и молодежные группы существуют по всей России в рамках различных организаций, идеология этого движения и активного участия в жизни гражданского общества не очень популярна среди студентов вузов по сравнению с их сверстниками в США и Европе. За рубежом огромную роль в популяризации  НКО играют СМИ.

Решение

С 2007 года в Нижнем Новгороде проходит Ярмарка молодежных социальных проектов «ДаНКО». Ее инициатором и активным участником стал Социально-психологический центр «Доверие». Старт Ярмарке дал проект  «Вовлечение студентов в деятельность некоммерческих организаций», инициированный фондом «ФОКУС-МЕДИА» и финансируемый СИТИ банком. «ДаНКО» стала его ключевым PR-мероприятием. За несколько месяцев до ярмарки студенты учились, создавали и осуществляли свои проекты на базе местных НКО (15–20 проектов в год). Одной из главных задач ярмарки было привлечение внимание общества к деятельности НКО через СМИ.

«В жизни по-разному можно жить.

Можно в беде, а можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной сердце достать

И подарить его людям».

С этих слов ведущих началась ярмарка 2009 года, уже третья в истории Нижнего Новгорода. Студенты подготовили сценарий, ярко и интересно представили каждый из пяти разработанных ими проектов, что вызвало живейший интерес СМИ.  Один из анонсов в буклете ярмарки:

«СЕМЕЙНЫЙ ТЕАТР». «Весь мир – театр, а люди в нем актеры…» Хм… Неплохая мысль! А что если всей семьей принять участие в театральной постановке?.. Да нет, лучше уж организовать свой семейный театр! Как там сказал А.С. Макаренко: «Каждое дело творчески, иначе ЗАЧЕМ?» Взаимопонимание и хорошее настроение обеспечены».

Результаты

О ярмарке писали практически все ведущие агентства и газеты Нижнего Новгорода. При чем не только местные, но и отделения крупнейших федеральных СМИ, таких как еженедельник «АиФ», телеканалы «НТВ» и «Домашний». Подобный успех «ДаНКО» имеет уже третий год подряд. В итоге в 2009 году поддержку инициативам студентов выразили официальные лица города.

Приветственную телеграмму участникам ярмарки 2009 года прислал мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. Почетным гостем ярмарки «ДаНКО» стала специалист Министерства социальной политики Светлана Заикина.

По результатам ярмарки нижегородский координатор проекта «Вовлечение студентов» и представители двух проектных групп были приглашены 26 марта для участия в радиопередаче «Акцент» на Областном радио. В течение 40 минут прямого эфира они рассказывали о реализации проекта «Вовлечение студентов в деятельность некоммерческих организаций» в Нижегородской области, отвечали на вопросы радиослушателей.

«Как знаменитый персонаж рассказа А. Горького Данко светом своего сердца осветил путь и повел людей из болот и лесов, так же и студенты – участники социальных проектов «светят» своими добрыми делами и сердцами», – писало о ярмарке Региональное информационное агентство правительства Нижегородской области «Время».

Молодежная ярмарка стала событием, которое не имеет аналогов в регионе.

Ежегодно ярмарка «ДаНКО» собирает сотни участников.

Полученные уроки

Организаторы считают, что ярмарка решает задачи, ради которых задумывалась. «Широкое освещение в СМИ острых социальных проблем, а главное того, что могут сделать обычные люди (молодые активисты) для их решения,  принесли ощутимые выгоды. Она оказалось очень нужна не только местному сообществу, но и самим студентам (дополнительное обучение, опыт, новые связи, общение и др.), и НКО (людской ресурс, новые креативные идеи, помощь в PR и др.)», – говорит Ирина Ежова, координатор проекта, один из лидеров «Доверия».

Об организации

Социально-психологический центр «Доверие» успешно реализует социальные проекты на территории Нижегородской области с 2005 года. Основные направления работы организации: развитие волонтерства, стимулирование молодежной активности; сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи; формирование более терпимого отношения к уязвимым группам. Специфика работы центра требует постоянного взаимодействия со СМИ. Его мероприятия регулярно освещаются ведущими теле-, радиокомпаниями и печатными СМИ (например, «Волгой», каналом «Домашний», «Вестями-Приволжья», «Нижегородскими новостями», «Карьерой» и др.). Центр создал молодежный профилактический фильм «ТУБАТАКА» совместно c «Общественным телевидением».