Как сделать работу НКО эффективной

Кейс по PR. Взаимодействие со СМИ инициативной группы «Вело-Алматы»

Проблема

По информации международной консалтинговой компании «Mercer Human Resource Consulting», город Алматы – бывшая столица Республики Казахстан – вот уже несколько лет входит в десятку самых грязных городов мира. Одной из главных экологических проблем города является загрязнение атмосферного воздуха. Еще одна серьезная проблема, связанная с первой, – транспортная. В городе с населением в полтора миллиона человек зарегистрировано более полумиллиона автомобилей плюс еще 100 тысяч ежедневно въезжает в город из области. На дорогах Алматы постоянные пробки, а выбросы от автотранспорта являются главной причиной загрязнения воздуха в городе и составляют 80–90 % от всех выбросов.

Одним из путей решения этой проблемы является развитие альтернативных транспортных систем, в том числе создание велодорожной инфраструктуры. Велосипедный транспорт экологически чист и обладает целым спектром преимуществ: он обеспечивает мобильность для всех вне зависимости от возраста и дохода, способствует укреплению здоровья, выгоден в денежном отношении, не производит шума и не требует больших площадей для хранения.

Зарубежный опыт показывает, что в ряде европейских стран этому вопросу уделяют огромное внимание. Самая «велосипедная» страна Европы – Дания, средний житель этой страны проезжает за год на велосипеде 893 километра, следом идут Нидерланды (853 км). Современная популярность велосипеда в Европе – результат проводимой правительствами политики и моды на этот вид транспорта, которая была во многом создана при помощи СМИ.

В Алматы многие люди не рискуют пользоваться велосипедом из соображений безопасности:

— отсутствует городское планирование участия велосипеда в дорожном движении, отсутствуют велодорожки и велопарковки;

— права велосипедиста на дорожное пространство никак не обозначены и водителями не уважаются.

Решение

Несколько лет назад десять алматинских велосипедистов, познакомившихся друг с другом на популярном городском интернет-форуме «Центр тяжести», объединили усилия по лоббированию создания в городе благоприятных условий для использования велосипедов. Так была основана инициативная группа «Вело-Алматы». Ее участники почти сразу приступили к налаживанию контактов с журналистами. Один из лидеров группы Светлана Спатарь также является сотрудником общественной экологической организации, поэтому было решено обратиться к уже известным корреспондентам, освещающим эту тему.

Первой акцией инициативной группы стал сбор подписей в поддержку открытого письма главе города. Через сеть спортивных магазинов, вузы и личные знакомства было собрано более тысячи подписей. С этого письма начался диалог с городской администрацией. Предложения по развитию велоинфраструктуры были направлены в различные министерства и парламент страны. Также были проведены 14 веломаршей, социологические опросы, конкурсы детских рисунков на тему «Велосипед – экологически чистый транспорт», курсы по безопасности для велосипедистов, акции «Кто быстрее? велосипедист, автомобилист или пассажир общественного транспорта», «Международный день без автомобилей», «Час Земли», «Дед Мороз в нашем городе и на велосипеде!» и др.

Результаты

«В процессе работы группой были подготовлены и распространены десятки пресс-релизов, собрана база данных журналистов и информационных агентств, которые со временем стали не только публиковать подготовленную нами информацию, но и обращаться к нам за консультациями и комментариями», – говорит Светлана Спатарь. Именно СМИ стали основным инструментом влияния на мнение горожан и власть. В различных СМИ городского и республиканского уровня вышли десятки статей и интервью на велосипедную тему, благодаря которым велосипед становится все более популярным, причем не только в Алматы, но и в других городах Казахстана. До появления инициативы статей на эту тему в прессе практически не появлялось.

«Даже если на велосипеды пересядет 1% горожан, это уже принесет большую пользу нашему городу, заявил аким (мэр) Алматы Ахметжан Есимов в ходе велопробега, посвященного Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом в рамках республиканской кампании «Мы – одна команда!», – цитирует акима агентство Kazakstan Today.

Предложение инициативной группы по разработке и строительству велодорожной инфраструктуры в Алматы включено в план мероприятий городской Комплексной программы по снижению загрязнения окружающей среды города на 2009–2018 годы. Городская администрация начала разработку проекта развития велосипедной инфраструктуры Алматы, которую планируется включить в генеральный план развития города при разработке транспортной схемы. Весной 2010 года в центре города началось строительство первой велодорожки транспортного назначения. В городе появились первые велопарковки, причем не только около торговых центров, но и около районных муниципалитетов. Был открыт первый в Казахстане велопарк. В городе стали открываться новые веломагазины, веломастерские и велопрокаты. В результате количество велосипедистов в городе увеличилось в несколько раз.

Полученные уроки

Для привлечения внимания населения города к проблемам и преимуществам велодвижения и изменения ситуации очень важны регулярные массовые мероприятия с участием велосипедистов и, естественно, отражение этих мероприятий в СМИ. Никаких проблем со СМИ у инициативной группы не было. С самого сначала СМИ проявили интерес к деятельности группы, так как тема «вело» была абсолютно нова и интересна для читателей и зрителей. Причина заключалась еще и в том, что она не была навязана государственными властями, а  исходила «из народа». «Основной вывод – без интереса и освещения СМИ нашей деятельности у нас бы вообще вряд ли что-то получилось!» – считает Светлана Спатарь.

Об организации

Инициативная группа «Вело-Алматы» открыта для всех желающих, кто любит велосипед,  по натуре человек не равнодушный и готов сделать что-то для своего города. В настоящее время в группу входят люди разных возрастов и профессий: бизнесмены, банкиры, юристы, художники, журналисты, экологи, научные сотрудники, инженеры и программисты.