Как сделать работу НКО эффективной

Кейс по PR. Общественный фонд «Коалиция против бедности».

Проблема

Ежегодно лидеры Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии обсуждают на саммитах проблемы бедности, продовольственного кризиса, изменения климата и пр. После проведения саммита Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге в 2006 году российское правительство взяло на себя обязательства по выделению примерно 500 млн. долларов ежегодно в качестве содействия международному развитию*.

Только на помощь жителям Киргизии, пострадавшим в результате вооруженных столкновений, Россия уже выделила 400 млн. долларов, однако об этом граждане России фактически не знают. Также в открытом доступе практически нет данных о том, на что конкретно тратятся эти средства и с каким результатом. Вышедший в июне доклад «Accountability report» об использовании средств стран Большой Восьмерки не содержал этой информации.

Решение

«Гражданское общество должно отслеживать, куда и на что уходят деньги. Этим в частности уже занимается международная организация Оксфам, которая является одним из инициаторов Коалиции против бедности. Мы активно критикуем деятельность Восьмерки», — говорит Виталий Картамышев, председатель Коалиции против бедности, координатор программ старейшей в мире благотворительной организации Оксфам.

С проведения в 2010 году кампании по продвижению роли России в Большой Восьмерке и привлечению граждан к участию в работе этой структуры Коалиция против бедности начала заниматься этой работой в России.

Среди ключевых элементов кампании — подготовка аналитических материалов по деятельности Восьмерки, представление их лицам, принимающим решения, различные яркие акции в регионах России. Также важным инструментом кампании является налаживание долгосрочного сотрудничества с журналистами, привлечение их внимания к сложной и с первого взгляда «далекой» теме международного развития, а также создание и продвижение независимых информационных ресурсов в Рунете.

Результаты

Кампания является долгосрочной. Однако промежуточным итогом стала работа, проделанная перед саммитом Большой Восьмерки в Канаде в июне 2010 года. Российские граждане получили возможность принять участие в международной кампании «За столом переговоров» и направили лидерам Большой Восьмерки свои требования по искоренению бедности, сокращению материнской и детской смертности при помощи единого сайта кампании.

К этому моменту стали регулярными встречи общественности с шерпой (представителем в Большой Восьмерке) Аркадием Дворковичем, российская власть продемонстрировала свою готовность рассматривать НКО как реального партнера в деятельности, связанной с участием России в Большой Восьмерке.

Рекомендации российской общественности, в том числе членов Коалиции против бедности были переданы лидерам стран-членов Большой Восьмерки.  В частности, российские НКО заявили, что готовы сами участвовать в оказании помощи бедным странам своими знаниями, опытом по работе с уязвленными группами и пр.

Члены Коалиции против бедности (которая получила известность как в результате этой кампании, так и после ряда акций накануне Большой Восьмерки в предыдущие годы),  приглашены к  участию в обсуждении бюджета РФ, так как именно из него направляются немалые средства на международное развитие.

В  мае 2010 года заработал уникальный информационный ресурс сайт Кампании «За столом переговоров» protivbed.ru, на котором регулярно публикуется информация о работе Большой Восьмерки на саммитах, в промежутках между ними, о том, как Россия выполняет свои обязательства и как тратятся средства налогоплательщиков.

Полученные уроки

Для россиян темы международного развития и участия в нем России достаточно новы, большинство наших сограждан только начинают задумываться о том, что могут влиять на международную политику. Тема финансирования бедных стран и участия в контроле за этой деятельностью со стороны гражданского общества только начинает привлекать внимание журналистов. Пока она все еще больше интересна иностранным СМИ, однако яркие молодежные акции, такие как «Город, победивший бедность», прошедшая в виде конкурса граффити в Архангельске, получают хорошее освещение в региональной прессе.

Многие считают, что в самой России достаточно проблем и сначала надо решить их. Инициаторы кампании уверены, что это параллельные процессы: не помогая бедным странам, в частности странам СНГ, Россия может столкнуться с ростом миграции, болезней и другими проблемами.

Об организации

Российская Коалиция против бедности была создана в 2005 году, сейчас она объединяет более 40 общественных организаций России. Она является частью всемирной Коалиции «Глобальный Призыв к действиям против бедности» — GCAP (Global Сall to Action against Poverty), основанной в 2005 году, объединяющей национальные движения более 80 стран и включающей в себя более 150 тысяч человек из разных организаций. Коалиция GCAP является самым крупным движением в мире, призывающим к ликвидации нищеты и голода и достижению Целей Развития Тысячелетия. Как на международном, так и национальном уровне Коалиция ищет способы воздействия на международные организации, «Группу восьми» и «Группу двадцати» с целью увеличения качества и количества помощи, отмены задолженности, улучшения управления и финансового регулирования, а также внедряет стандарты справедливой торговли. В России Коалиция также работает с проблемами доступа жителей страны к качественному здравоохранению, образованию, достойному жилью и работе, независимо от социально-экономического положения.

*Содействие международному развитию — приоритетное направление сотрудничества большинства стран в рамках международных организаций и в двусторонних форматах, от эффективности которого зависит благосостояние, как стран-доноров, так и стран-партнеров.