Как сделать работу НКО эффективной

Кейс по PR. Календарь «Синдром Любви»

Проблема

По статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый 700-й младенец в мире рождается с синдромом Дауна. В России ежегодно рождается около 2500 таких детей. 85% семей отказываются от ребенка с синдромом Дауна в родильном доме, в том числе по рекомендации медицинского персонала.

В обществе укоренилась масса предрассудков, связанных с синдромом Дауна. Мы предпочитаем не замечать этих людей среди нас, лишаем их возможности быть частью мира «нормальных людей». Из-за отсутствия достоверной информации тысячи семей вынуждены бороться за достойное будущее своих детей, испытывая непонимание и неприязнь окружающих.

Специалисты благотворительной организации «Даунсайд Ап» убеждены, что если ребенок с синдромом Дауна будет жить в семье, заниматься по специальной методике, он сможет успешно развиваться, посещать детский сад, а потом школу. Дети с синдромом Дауна способны к обучению, а вот «нормальные» люди зачастую не способны принять их в обществе.

Решение

На протяжении десяти лет «Даунсайд Ап» проводит акции и кампании, призванные изменить отношение к людям с синдромом Дауна. Один из ярких примеров такой работы – проект «Синдром любви».

Как привлечь внимание общества к детям с синдромом Дауна? Сотрудники «Даунсайд Ап» сделали ставку на российских знаменитостей – актеров, музыкантов, телеведущих. Если они сблизятся с такими детьми, станут открыто говорить о них, возможно и другие люди последуют их примеру, смогут преодолеть стереотипы.

В ноябре 2007 г.  состоялась презентация календаря «Синдром любви». В календаре представлены фотографии известных деятелей российской культуры вместе с детьми с синдромом Дауна. Фотографии для календаря выполнены известным фотографом Владимиром Мишуковым. Сняться с детьми согласились многие российские знаменитости: Владимир Спиваков, Татьяна Лазарева, Владимир Познер, Братья Кристовские (группа «Уматурман»), Людмила Улицкая, Иван Ургант, Андрей Макаревич и другие.

На всех фотографиях «звезды» сняты с детьми с синдромом Дауна, они вместе читают книги, слушают музыку, танцуют, смеются. Фотографу удалось главное — снять детей так, чтобы не вызвать у зрителей жалость. Потому что этим детям нужна не жалость, а общий с нами мир. Смотря на эти фотографии, каждый человек может сделать маленькое открытие: оказывается, для того, чтобы помочь людям с синдромом Дауна, не надо каких-то особых усилий, достаточно просто общаться с ними так же как и со всеми другими.

Календарь «Синдром Любви» был отпечатан тиражом 2200 штук и отправлен в 176 региональных департаментов здравоохранения и социальной защиты РФ, медицинские и социальные учреждения, чиновникам и депутатам.

Календарь имел большой успех. Чуть позже фотографии были размещены в глянцевых журналах, прошли выставки. Вся фотосессия целиком была опубликована в журнале «InStyle». «Мы увидели фотографии и поняли, что не можем их не напечатать, — поделился главный редактор журнала Юрате Гураускайте. — В итоге мы перекроили весь номер. Но результат того стоил. Такую искренность, вместе с тем наивность, трогательность, даже беззащитность не так часто встретишь на страницах глянца. Фотоссесии в глянце часто выглядят несколько искусственно, а здесь между детьми и принявшими участие в проекте взрослыми, известными и уважаемыми в нашей стране людьми, возникла настоящая волна искренности, любви и добра».

Результаты

Акция вызвала широкий резонанс в обществе, появилось немало материалов в СМИ, в том числе и в наиболее популярных. Также велось бурное обсуждение проекта на форумах и блогах рунета. Люди не только выражали одобрение, но и говорили о том, что просмотр календаря что-то изменил в их сознании, они стали по-другому воспринимать людей с синдромом Дауна.

О конкретных результатах одной акции говорить сложно, она лишь часть общей картины. За десять лет деятельности организации количество отказов от новорожденных детей с синдромом Дауна в Москве сократилось с 95% до 60%. Около 1000 семей ежегодно обращаются в «Даунсайд ап» за педагогическими и медицинскими консультациями, получают долгосрочную индивидуальную программу развития ребенка. Детей с синдромом Дауна начали принимать в детские сады, где они могут играть и заниматься вместе с «обычными» сверстниками.

В результате исследования характера вышедших за последние годы материалов в СМИ стало очевидно, что тема синдрома Дауна из «тяжелой и трагической» постепенно перешла в категорию социальных тем, освещение которых стало нормальным явлением.

Полученные уроки

Сотрудничество общественной организации с известными людьми и творческими рекламистами и дизайнерами позволило добиться хороших результатов. Был найден нестандартный подход. Вместо того, чтобы говорить о том, как тяжело приходится детям с синдромом Дауна и их семьям и что им нужна помощь, авторы проекта сделали акцент на том, что дети точно умеют радоваться жизни, общаться, а значит могут и должны быть счастливы.

Об организации

«Даунсайд Ап» – российская некоммерческая организация, которая оказывает поддержку семьям, государственным и некоммерческим организациям в обучении, воспитании и интеграции в общество детей с синдромом Дауна. Чтобы изменить отношение общества к людям с синдромом Дауна, Даунсайд Ап ведет активную просветительскую работу, направленную на формирование позитивного образа человека с синдромом Дауна.