Как сделать работу НКО эффективной

Кейс по PR. Акция «Час Земли»

Проблема

Глобальное изменение климата перестало быть чем-то далеким и малопонятным, мы все чаще ощущаем на себе последствия покорения природы. По оценкам ученых, в период с 1961 по 2003 год влияние человеческой деятельности на экосистемы планеты – наш «экологический след» увеличился в полтора раза.

Россия занимает третье место в мире после США и Китая по объему выбросов парниковых газов – основной причины глобального изменения климата, приводящей к дисбалансу климатической системы и резкому росту числа и масштаба стихийных бедствий.

Решать все эти проблемы необходимо на различных уровнях: политическом, стратегическом, технологическом, практическом. В то же время конечный результат зависит от всех и каждого, от нашего потребительского выбора и стиля жизни.

В последние годы все больше людей начинают осознавать влияние хозяйственной деятельности человека на климат. Тем не менее, граждане России пока слабо ощущают свою личную ответственность за изменение ситуации, в большинстве своем не готовы менять свои привычки в сторону более экономного расходования электроэнергии, а если и готовы, то не знают, как это сделать.

Глобальная акция «Час Земли», ежегодно проводимая по инициативе Всемирного фонда дикой природы (WWF), направлена на то, чтобы как можно больше людей и организаций во всем мире сделали выбор в пользу экономии электроэнергии и бережного отношения к природным ресурсам, уменьшая свой собственный «экологический след» на планете.

Решение

Акция «Час Земли» заключается в том, что в назначенное время люди в разных странах мира на один час отключают электричество, символизируя тем самым свою поддержку идеи борьбы с изменение климата.

ЧЗ дает возможность внести свой вклад в борьбу с изменением климата миллионам людей. Акция преследует три цели: привлечь к проблеме глобального изменения климата максимально широкое внимание мирового сообщества; призвать людей по всему миру экономить энергию и другие природные ресурсы и сделать первый шаг по сокращению «экологического следа».

«Час Земли» – абсолютно добровольная акция, люди сами решают, сколько и каких электрических приборов они выключат, где бы они ни находились, – у себя дома, в офисе или в гостях. Городские власти могут только поспособствовать выключению подсветки городских достопримечательностей. Большинство участников акции видят в «Часе Земли» не только важное действие для здоровья планеты, но и шанс хорошо и необычно провести время. WWFспециально придумал немало вариантов проведения «Часа Земли», например, можно устроить вечеринку при свечах, рассказывать страшные истории, посмотреть на звезды и т.д.

Для того чтобы как можно шире распространить информацию об акции и привлечь к ней больше участников, WWFзадействовал российских «звезд». В видеороликах, посвященных акции снялись Николай Дроздов, Жанна Фриске, Ирина Безрукова и др. Были созданы группы на ресурсе «ВКонтакте» и других социальных сетях, на улицах Москвы появились плакаты, призывающие принять участие в «Часе Земли».

Час, на время которого отключается весь свет и ненужные электрические приборы, – только одна из сторон акции. ЧЗ поддерживает долгосрочные действия по сокращению «экологического следа» людей, компаний, правительств и наций – как в день проведения ЧЗ, так и в дальнейшем.

Результаты

С каждым годом акция набирает обороты, в ней участвует все больше людей, городов и стран. Так, в 2008 году свет на один час отключили более 370 городов из 35 стран, приняли участие около 50 миллионов человек. В 2009 году акция стала самой массовой в истории человечества: тогда в «Часе Земли» приняли участие около миллиарда человек, включая 4159 городов мира. Акция прошла в разных уголках мира на 34 языках. Российский «Час Земли» стал ярким этапом проведения глобальной акции: в нем приняли участие более 20 российских городов, 10 субъектов Федерации, более 40 компаний. Исследовательский холдинг «Ромир» провел опрос среди россиян, который показал: об акции WWF узнали около трети россиян.

В 2009 году акцию поддержала мэрия Москвы: на один час была выключена подсветка на таких зданиях, как мэрия, МГУ на Воробьевых горах, Киевский вокзал, гостиница «Украина», комплекс «Федерация», театр эстрады, высотное здание на Кудринской площади, высотное здание на Котельнической набережной, ИКЕА, МЕГА и др.

Полученные уроки

ЧЗ – это самая успешная информационная кампания по изменению климата на сегодняшний день. В ней принимает участие 1 миллиард человек – это 1/6 населения Земли. Цифра, которую мировые лидеры не смогут проигнорировать.

Успех акции «Час Земли» еще раз доказывает, что инициатива общественной организации может быть действительно массовой. Акция стала одной из самых резонансных в России: о ней писали не только СМИ, ее активно обсуждали в социальных сетях, на форумах и блогах. Ее успех обеспечила в первую очередь простота участия: не нужно никуда приходить, не требуется сложных действий.

Сотрудничество с органами власти также оказалось крайне важным, без такого партнерства акция не стала бы столь масштабной.

Об организации

Всемирный фонд дикой природы (WWF) – одна из крупнейших в мире общественных благотворительных организаций, более 40 лет работающая для охраны природы на всей планете. Ежегодно WWF осуществляет свыше 1200 экологических проектов, привлекая внимание миллионов людей к проблемам охраны окружающей среды и их решению. Миссия WWF – в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель – сохранение биологического разнообразия Земли.