Как сделать работу НКО эффективной

«Законодательство об НКО неясное, что приводит к произволу и злоупотреблениям»

Общественная палата (ОП) намерена провести экспертизу разработанного в Минюсте законопроекта, который расширяет основания для внеплановых проверок НКО. Об этом сообщили 1 июля на слушаниях по законопроекту, прошедших в ОП.

Минюст разработал поправки в закон «О некоммерческих организациях». В их числе: истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном НКО уполномоченным органом; поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от государственных органов и местного самоуправления, из СМИ о фактах, свидетельствующих о наличии в деятельности НКО признаков экстремизма. Также проверки могут быть проведены, если в уполномоченный орган поступили сведения от государственных органов и местного самоуправления о нарушении НКО законодательства РФ в сфере ее деятельности.

Любопытно, что в законодательстве уже была подобная норма (действовала с марта по ноябрь 2011 года), затем по инициативе депутата Госдумы Владимира Плигина она была снята. И вот теперь Минюст снова решил вернуться к расширению оснований для внеплановых проверок.

Сколько стоит проверка

Что бывает, когда в офис вдруг приходят проверяющие, российские НКО знают отлично — чего только стоят массовые проверки некоммерческих организаций, которые прошли весной по всей России. Если крупные организации достаточно спокойно выдерживают проверки, то приход контролеров в маленькую организацию, где работают 2-3 сотрудника, может поставить ее на грань закрытия. Дело в том, что НКО должны предоставить проверяющим огромное количество документов за три последних года. Многие из бумаг приходится заверять нотариально, а это еще и дополнительные затраты, которые ложатся на плечи учредителя организации.

По мнению члена ОП Дарьи Милославской, по итогам весенних массовых проверок НКО понесли не только репутационные, организационные, но и материальные издержки.

«Мы подсчитали, что в среднем каждая НКО потратила на одну проверку около 15 тысяч рублей (если у нее есть один проект и несколько сотрудников). Если проектов больше, то и затрат, соответственно, больше. За год у организации может скопиться 915 листов отчетности. За три года эта цифра составит почти 3 тысячи», — сообщила она.

В свою очередь, председатель Общественного совета Фонда общественной дипломатии Александр Шарлай усомнился в степени квалификации проверяющих. «Важно поднять вопрос о степени квалификации представителей проверяющих органов и указать это в законопроекте. У каждой НКО есть своя спецификация. Далеко не всем ясны эти нюансы. Чтобы определить, есть ли политическая или иная составляющая, надо быть специалистом хорошего качества. Минюст должен учитывать вопрос компетенции и проводить аттестацию проверяющих», — считает эксперт.

«Сначала надо дать оценку уже проведенным проверкам»

Директор по правовым вопросам CAF Россия Инна Моторина подчеркнула, что «из закона исключены обращения граждан и юридических лиц как основание для внеплановой проверки». «Правда, осталось в качестве повода к проверке «информация от государственных органов или органов местного самоуправлению о нарушении законодательства РФ в сфере ее деятельности и наличии в деятельности организации признаков экстремизма». Эта фраза меня тревожит, — сказала Моторина. — Не стоит забывать, как в регионах восприняли закон об иностранных агентах. Многие некоммерческие организации, которые были партнерами органов местного самоуправления, много с ними работали, не смогли больше продолжать это сотрудничество — им было сказано, что они «иностранные агенты и получали зарубежное финансирование».

Председатель Комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова считает, что идею с законопроектом нужно не дорабатывать, а отложить вовсе.

«У россиян нет стабильного отношения к НКО — оно очень быстро меняется в зависимости от того, что люди видят на экранах телевизоров и слышат от высокопоставленных чиновников. Поэтому, когда начались прокурорские проверки, это негативно сказалось на доверии общества к НКО, с таким трудом завоеванном. Вводить сейчас новые «карательные» меры в отношении некоммерческих организаций – значит, еще больше подрывать его. Как минимум, надо отложить этот разговор, — заметила она. — Кроме того, прежде чем вводить новые контрольные функции, надо дать оценку уже проведенным проверкам. Пока один из результатов — к организациям с одинаковой миссией применяются разные меры. Это говорит о том, что законодательство неясное, что ведет к произволу и злоупотреблениям. Надо сделать паузу, ввести мораторий на любые поправки, разобраться с тем, что есть».

«Мы полностью утратили контроль над некоторыми НКО»

В слушаниях приняла участие заместитель директора департамента по делам некоммерческих организаций Минюста РФ Анна Котова. Она заверила, что ведомство не будет проверять некоммерческие организации по каждому заявлению госорганов, внеплановые проверки будут назначаться исходя из здравого смысла. «С другой стороны, даже проведенные по существующим, усеченным основаниям проверки дали неожиданный результат: оказалось, что над некоторыми НКО мы полностью утратили контроль, — заявила Котова. — Мы не говорим о тех организациях, которые реально работают. За последнее время выявлено много случаев использования некоммерческих организаций в качестве прикрытия для неправомерной деятельности. Дело было в Ленинградской области: абсолютно безобидная, на первый взгляд, организация ветеранов осуществляла финансовые операции на несколько миллиардов рублей. Деньги были просто выведены. Если бы мы не обратили на эту организацию внимания, она бы продолжала свою противозаконную деятельность».

По поводу опасений, что НКО будут подвергаться частым проверкам по информации от госорганов и органов местного самоуправления, Анна Котова заверила, что Минюст «безусловно, не будет реагировать на каждое обращение». «Мы — адекватные люди. Мы должны увидеть реальные основания, чтобы выходить с проверкой», — сказала представитель Минюста.

Комментируя предложения создать исчерпывающий список запрашиваемых при проверке документов, Анна Котова заявила, что это было бы неправильно – все организации разные, и глубина проверки зависит от того, чем занимается НКО, насколько открыта и прозрачна его деятельность.

Котова также подчеркнула, что в некоторых случаях по обращениям от госорганов Минюст будет добавлять НКО в сетку плановых проверок.

По итогам слушаний Дарья Милославская сообщила, что после того, как законопроект пройдет первое чтение в Госдуме, члены ОП и представители НКО проведут встречу с парламентариями и детально обсудят нормы документа

http://philanthropy.ru/analysis/2013/07/01/12125/#.Ud1ce_k5lic