Как сделать работу НКО эффективной

Правительство РФ не будет утверждать список российских грантодателей?

Госдума РФ приняла во втором чтении проект Федерального закона № 58666-4 «О внесении изменений в главы 23 и 25 второй части Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ о налогах и сборах». Данный законопроект был вынесен Правительством РФ на рассмотрение Госдумы РФ 1 июня 2004 года и принят в первом чтении 5 августа 2004 года. Поправки к ст. 251 НК РФ закрепляют новый подход к налогообложению грантов на реализацию некоммерческих проектов.

Во втором чтении сохранен расширенный список областей, в которых финансирование программ признается грантом и не облагается налогом на прибыль. В старой редакции НК РФ право на получение не облагаемых налогом грантов имели лишь НКО, осуществляющие проекты в сфере науки, искусства, охраны окружающей среды, образования и культуры.

Новые поправки предоставляют такие льготы в области охраны здоровья населения (направления – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез); деятельности по защите прав и свобод человека; социального обслуживания социально незащищенных групп населения. То есть в тех областях, которые наиболее характерны для некоммерческого сектора.

Кроме того, по новому законопроекту иностранные и международные организации и объединения получают право на предоставление не облагаемых налогом грантов после внесения их в перечень, который утверждается Правительством РФ. В первоначальной редакции и после первого чтения такой процедуре должны были подвергаться и российские грантодатели. Однако во втором чтении от этого было решено отказаться.

Утверждение данных поправок стало возможным благодаря действиям экспертов консорциума «Объединение гражданского сообщества для реформирования системы налогообложения некоммерческого сектора», некоммерческих организаций, лоббировавших внесение в законопроект благоприятных для развития третьего сектора поправок через Комитет Госдумы по бюджету и налогам, и депутатов. Ближайшей задачей, стоящей перед гражданскими организациями и консорциумом, является окончательное утверждение принятых во втором чтении поправок в третьем чтении в Госдуме и Совете Федерации.

Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, со-координатор проекта «Объединение гражданского сообщества для реформирования системы налогообложения некоммерческого сектора», участник круглого стола гражданских организаций «Народная ассамблея»:

– В случае принятия этого положения будет достигнута первая важная победа в сфере налогообложения НКО за несколько лет. Эта возможная победа, к которой мы стали сейчас на шаг ближе, – результат многолетней упорной борьбы многих организаций и активистов гражданского общества.

Еще в начале 2003 года по инициативе круглого стола гражданских организаций «Народная ассамблея» проблема налогообложения грантов стала одним из центральных вопросов повестки дня Комиссии по правам человека при Президенте РФ.

В сентябре 2003 года под эгидой этой же комиссии представители Народной ассамблеи провели переговоры с представителями министерства финансов, министерства налогов и сборов и других ведомств на специальном совещании под председательством вице-премьера по социальной политике Галины Кареловой.

Согласованные в его ходе предложения по расширению сфер деятельности, на которые разрешено выделять гранты, были направлены Президенту РФ.

В течение почти года они проходили согласование в Администрации президента и министерствах и в результате были внесены в Государственную Думу Правительством РФ в июне прошлого года.

Дарья Милославская, координатор проекта «Объединение гражданского сообщества для реформирования системы налогообложения некоммерческого сектора в России»:

– Данная поправка должна хорошо отразиться на развитии некоммерческого сектора. Вариант закона, прошедший второе чтение, кардинально отличается от первоначального.

Во-первых, убрано обязательное условие, что российские организации для предоставления не облагаемых налогом грантов должны быть внесены в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Во-вторых, в предыдущей редакции законопроекта иностранные и международные организации должны были оформлять гранты в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ.

Кроме того, расширен список областей, в которых могут предоставляться гранты, не облагаемые налогом на прибыль. Для нас эта поправка значит очень много. Нам удалось донести до депутатов нашу позицию.