Как сделать работу НКО эффективной

Общественные советы при органах власти – «перезапуск» продолжается

Как сообщает Агентство социальной информации, уже «перезагружены» общественные советы при Минобрнауки и Минприроды. С использованием новых процедур формирования созданы советы при Минтруде и Минздраве. Трудности, возникающие в процессе формирования и функционирования общественных советов при органах власти, обсуждались в четверг на заседании правкомиссии по координации деятельности Открытого правительства. Предполагается, что все выявленные проблемы будут учтены в разрабатываемом проекте типового положения об общественных советах.

На заседании был поднят вопрос об уточнении функций общественных и экспертных советов. Сейчас советы рассматривают от 100 до 250 документов. «Это непосильная работа. Они столько заключений выдать не могут. Это может быть профанация. До января надо определить механизм взаимодействия экспертного и общественного советов», – подчеркнул зампредседателя правкомиссии Михаил Абызов. Кроме того, он поручил до января подготовить предложения и провести консультации с госорганами о технологии финансирования работы общественных советов. «Без этого работать будет тяжело. Сумма финансирования – от пяти до 15 миллионов, в зависимости от ведомства», – сказал Абызов.

«Пилотные» общественные советы при Минтруде и Минздраве формировались с использованием процедуры открытого набора и интерактивного голосования. Эксперты отмечают, что не все кандидаты, получающие в рамках таких процедур большое количество голосов, соответствуют квалификационным требованиям. «Не стоит делать спортивное голосование и смотреть, кто и сколько голосов набрал. В приказном порядке сотрудники больниц начинают голосовать. Начинаются накрутки. По пилотным ведомствам хорошие и известные специалисты не вошли в 50 лучших», – отметил заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб. По его мнению, в проекте типового положения об общественных советах необходимо прописать минимальные требования к кандидатам и ограничить число кандидатов, которые могут быть выдвинуты от одной организации. Кроме того, необходимо уделять особое внимание кандидатам из регионов, убежден Гриб.

Ректор НИУ «ВШЭ» Ярослав Кузьминов считает, что перед общественными советами сегодня стоят очень размытые задачи. Он предлагает привлекать членов общественных советов к участию в конкурсах на научно-исследовательские разработки. «Поставить двух членов в конкурсную комиссию – это бы оживило проведение конкурса», – сказал эксперт. А директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл» Елена Панфилова уверена в том, что члены общественных советов должны быть включены в комиссии, отвечающие за госзакупки. «Тогда общественные советы начнут работать, и общество будет их воспринимать всерьез», – заявила Панфилова.

До сих пор не все госорганы ответили на направленные им письма с предложениями о создании общественных советов, а некоторые вовсе отказались их создавать под тем или иным предлогом. Например, Росимущество сослалось на то, что при агентстве уже работает экспертно-консультационный совет, в Роспатенте пояснили, что члены общественного совета могут не обладать достаточными званиями в сфере защиты интеллектуальной собственности, а Росрезерв аргументировал отказ тем, что его деятельность не может обсуждаться публично. «Категорически неприемлема относительно формирования общественного совета позиция о том, что «не мешайте работать, вас здесь не стояло», что «мы не видим целесообразности», – прокомментировал Абызов. А член Экспертного совета при Правительстве РФ Александр Брагин предложил пересмотреть постановление правительства 2005 года и сделать общественные советы обязательными. По его мнению, также необходимо предусмотреть в типовом положении норму о ротации состава советов и определить перечень вопросов, обязательных к рассмотрению.