Как сделать работу НКО эффективной

НКО-сообщество созрело для добровольной подотчетности

Исполнение законодательства и уплата налогов – это лишь базис подотчетности для НКО. Решить проблему нехватки доверия к третьему сектору со стороны общества невозможно, лишь соблюдая законодательство. Поэтому участники секции «Прозрачность и подотчетность НКО», прошедшей в рамках Международной конференции «Повышение доверия к некоммерческим организациям: российский и международный опыт», в течение двух дней конференции – с 19 по 20 февраля – построили свою дискуссию вокруг добровольной подотчетности. Основное внимание было уделено анализу сложившейся ситуации с добровольной подотчетностью, проблем, стоящих перед НКО в этой сфере, и нахождению оптимальных путей их решения. Модераторы секции – руководитель направления «Ресурсный центр для НКО» Центра развития некоммерческих организаций  Анна Орлова и директор программ Evolution and Philanthropy Екатерина Грешнова – выделили три блока для обсуждения: принципы, стандарты и инструменты добровольной подотчетности; мотивация к повышению прозрачности и подотчетности, внутренние и внешние стимулы; инфраструктура как система повышения подотчетности НКО.

Прозрачность, открытость, подотчетность – эти понятия заняли центральное место в обсуждении. Для успешной работы как на конференции, так и после нее участники посчитали нужным договориться о значении каждого из них. Под открытостью было решено понимать открытые каналы коммуникации и информирования. Термин «прозрачность» был определен как «открытость, не оставляющая вопросов». Как пояснил  консультант Фонда Ч.С. Мотта Вячеслав Бахмин, чтобы быть прозрачной, НКО необходимо говорить понятным языком. «Одно дело – услышать, что мы говорим, а другое дело – понять, что мы говорим. Вот когда мы понятны – это прозрачность», – подчеркнул он. Подотчетность, по мнению участников, означает наличие в организации системы создания и распространения среди  целевых аудиторий специальных документов и процедур, которые отражают деятельность организации и ее результаты. При обсуждении стандартов и инструментов подотчетности  все внимание участников было сфокусировано на отчетности. Более того, несмотря на изначальное намерение не останавливаться подробно на обязательной отчетности, большая часть итоговых рекомендаций секции по этому блоку основывается именно на соблюдении закона.

Обязательная отчетность в Министерство юстиции, по мнению участников, может стать необходимым общим ядром отчетности при условии, что ее требования будут понятны населению и составят разумный минимум как в содержательной, так и в финансовой части. Остальная часть стандартов отчетности может варьироваться в зависимости от «весовой» категории организации. Одной из рекомендаций стало создание базового набора требований к добровольной отчетности с учетом интересов стейкхолдеров и зарубежного опыта. Но требование «номер один» в этом наборе – соблюдение закона (то есть обязательная отчетность перед Министерством юстиции). Необходимость налаживания механизмов верификации отчетов и обобщения практики выработки показателей отчетности НКО из различных сфер – еще одни выводы, сформулированные по итогам работы секции. Важно отметить, что зарубежные эксперты, принимавшие в ней участие, порекомендовали дополнить список инструментов подотчетности, внеся туда использование механизмов реагирования на жалобы, предоставление возможности обратной связи для всех заинтересованных сторон (например, горячие линии) и применение антикоррупционных стандартов.

Рассматривая проблемы повышения мотивации к прозрачности и подотчетности, рабочая группа секции пыталась разобраться в том, какое значение они имеют для третьего сектора в целом. Как отметила в своей презентации директор по глобальной подотчетности World Vision International Берис Гуинн, эти явления содействуют пониманию роли и вклада НКО в развитие общества и помогают НКО находить поддержку своей деятельности (финансовую и не только). Кроме этого российские коллеги выделили, прежде всего, повышение доверия со стороны всех заинтересованных сторон и рост эффективности деятельности организации за счет получения обратной связи. Для некоторых типов НКО прозрачность и подотчетность являются наиболее важными, так как формируют доверие к ним со стороны населения. К таким организациям В. Бахмин отнес фонды местных сообществ и фандрайзинговые организации. Он также напомнил, что есть «мошенники», которые наживаются на благотворительной деятельности и процветают именно на фоне непрозрачности. «Если третий сектор, некоммерческие организации будут открыты и прозрачны, то на этом фоне мошенникам просто не выжить», – уверен он. Президент и генеральный директор Charity Navigator (США) Кен Бергер и исполнительный директор One World Trust (Великобритания) Майкл Хаммер поделились информацией о повышенных требованиях со стороны общества к прозрачности так называемых семейных фондов на Западе. По их словам, правительство считает, что такие фонды должны подлежать более жесткому регулированию, потому что есть опасность конфликта внутри самой семьи. Общество же считает, что благодаря своему капиталу и влиянию такие организации могут оказывать влияние на работу государственных структур и определять политику страны. В качестве примера М. Хаммер привел Фонд Билла и Мелинды Гейтс, который выделяет средства на здравоохранение в Африке, превышающие государственные бюджеты на здравоохранение в этих странах, что приводит к определенному дисбалансу. Широкое информирование о преимуществах прозрачности в среде НКО – один из способов ее стимулирования, согласились участники секции. Они также посчитали необходимым предложить российским грантодателям идею включения добровольного отчета НКО в качестве элемента конкурсных процедур. Это могло бы мотивировать многие организации к более внимательному отношению к вопросам прозрачности и подотчетности и, в целом, к мониторингу и оценке своей деятельности и повышению ее эффективности. Стоит продолжать проведение конкурсов годовых отчетов НКО на разных уровнях, особенно если они поддерживаются не только общественными структурами, но и властями.

Нехватка ресурсов для обеспечения нужного уровня прозрачности и подотчетности внутри организаций неоднократно упоминалась как одна из самых острых проблем в этой сфере. Решить ее может создание общей инфраструктуры по обеспечению и повышению подотчетности. К рекомендациям секции в адрес НКО в этой части обсуждений относится создание системы региональных и федеральных интернет-ресурсов  для размещения публичных отчетов некоммерческих организаций. Такая система будет удобной как для населения и потенциальных партнеров НКО, так и для доноров. Частью инфраструктуры был  назван сбор и продвижение в среде НКО лучших практик в сфере прозрачности и подотчетности (через дни открытых дверей, работу правления, отчеты в прессе, систему оценки деятельности с участием стейкхолдеров и т.д.). К инфраструктуре участники также отнесли процесс организации обсуждения единых стандартов добровольной отчетности с учетом опыта обсуждения НКО-координат и привлечением ресурсов сетевых организаций. Использование в этих целях Интернета, телеконференций и других каналов коммуникации может расширить количество участников этой дискуссии. После принятия единых стандартов при их внедрении необходимо широкое распространение методических рекомендаций по подготовке публичных отчетов и проведение соответствующих информационно-обучающих мероприятий. Ресурсные центры и крупные сетевые организации в регионах могли бы стать проводниками лучших практик, продвигать вопросы отчетности, консультировать и обучать по проблематике прозрачности. Б. Гуинн посоветовала добавить к вышеуказанным рекомендациям создание сообщества практиков подотчетности (например, сети подотчетности), более тесно работать с органами власти, выработать согласованную стратегию и план действий и провести пилотное тестирование инфраструктуры.

Итоговым посланием зарубежных экспертов секции можно назвать призыв к достижению договоренности внутри сектора, без которого невозможно формирование к нему доверия со стороны общества. Задача объединения усилий вошла и в общие рекомендации секции. НКО необходимо принять самое активное участие в совершенствовании законодательства о некоммерческих организациях и благотворительности на разных уровнях. Государственные органы сегодня, по заверению директора российского филиала Международного центра некоммерческого права Дарьи Милославской, уже готовы рассмотреть варианты программной и финансовой отчетности, выдвигаемые со стороны НКО. Предложение собственных стандартов отчетности не только поможет третьему сектору в развитии идеи о законодательно закрепленной возможности для НКО выбирать между саморегулированием и обязательной отчетностью, но в перспективе может привести к замене обязательной отчетности саморегулированием.

Результатом работы секции стали не только рекомендации, но и сформированная рабочая группа, которая выразила готовность продолжить начатую работу. Б. Гуинн и К. Бергер согласились выступить в роли консультантов рабочей группы, а М. Хаммер предложил помочь в исследовании уровней прозрачности и подотчетности нескольких российских некоммерческих организаций.

Описание Секции 1. «Прозрачность и подотчетность НКО»

Стенограмма Секции 1

Рекомендации Секции 1

Более подробную информацию о секции, а также ее материалы можно получить на сайте Конференции.

Мария Ольшанская