Как сделать работу НКО эффективной

Неправительственные организации — следующая жертва на пути к управляемому обществу?

Законопроект об изменении законодательства о некоммерческих организациях и общественных объединениях — прямая угроза развитию неправительственного сектора, считают представители гражданского общества. Накануне рассмотрения Госдумой РФ в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» представители гражданского общества провели две пресс-конференции, где выразили крайнюю обеспокоенность в связи с возможностью принятия этого документа. Законопроект был внесен в Госдуму 8 ноября. По мнению его авторов — группы депутатов фракций «Единая Россия», «Родина», КПРФ и ЛДПР, предлагаемые поправки призваны лишь ограничить деятельность иностранных неправительственных организаций в закрытых территориальных образованиях (ЗАТО), обеспечить контроль за деятельностью незарегистрированных общественных объединений и упорядочить процесс регистрации некоммерческих организаций.

Однако независимые эксперты единодушны во мнении, что законопроект предусматривает резкое и неоправданное ужесточение государственного контроля над процессом регистрации российских неправительственных организаций (НПО), ограничение права создавать общественные объединения без статуса юридического лица и практически полный запрет на деятельность иностранных неправительственных организаций в России. «У нас остается только две возможности: либо закрываться, либо переименовываться в российскую общественную организацию, что практически невозможно», — считает заместитель директора московского представительства правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч» Александр Петров. В случае принятия закона уставы всех российских некоммерческих организаций должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями и зарегистрированы в органах юстиции в течение года. Как это можно будет осуществить, технически не понятно: в России на сегодняшний день насчитывается более 600 тыс. общественных организаций. Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что регистрацию должны будут пройти все так называемые организации «по интересам»: от детских и молодежных дворовых клубов до движений толкинистов и любителей индийского чая, отметил президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе. Учитывая огромное количество организаций, которым предстоит эта процедура, а также размытые, расширенные и неправовые критерии отказа в регистрации, это неизбежно парализует работу НПО, в том числе благотворительных, культурных, инвалидных, молодежных, правозащитных, экологических, объединений по интересам и т.д. «За последний год в «Мемориале» проведены уже четыре проверки. Бухгалтерия и часть наших сотрудников, вынужденные помимо своей основной работы заниматься подготовкой необходимой налоговым органам документации, просто выбиты из колеи, — отмечает исполнительный директор ПЦ «Мемориал» Татьяна Касаткина. — Хорошо, что мы большая организация. А как быть небольшим НПО, которые во время проверки просто не смогут работать?»

При этом многие организации могут не успеть пройти регистрацию за год, что, по сути, грозит им запретом на продолжение деятельности, отмечает Юрий Джибладзе. Процесс одновременной перерегистрации сотен тысяч российских НПО, а также постоянный бюрократический контроль за их деятельностью потребует значительных затрат из государственного бюджета, о масштабах которых авторы поправок сознательно умалчивают. «Не понимаю, зачем еще нужно создавать дополнительный инструмент с такими обширными функциями? Никакого отношения к обеспечению принципа прозрачности это не имеет», — уверен президент Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», член Общественной палаты РФ Олег Зыков. При таком объеме проверок велика вероятность избирательного применения закона по политическим или иным мотивам, считает адвокат, эксперт Независимого экспертно-правового совета Игорь Пастухов. По его словам, законопроект противоречит Конституции РФ, нормам международного права и обязательствам России по защите и соблюдению прав и основных свобод человека. В случае его принятия под угрозу будет поставлен международный престиж России, что может иметь самые негативные последствия в контексте ее участия в заседании стран «большой восьмерки» в 2006 году, считает Ю. Джибладзе. «Во многих странах с авторитарным режимом есть подобные законы. Под видом антиконституционной деятельности или борьбы с терроризмом там можно закрыть неугодную власти организацию, — сказал он. — Нам предстоит год очень тяжелой жизни, и это касается как российских, так и иностранных НКО. Сегодняшняя ситуация — наиболее острый момент в истории третьего сектора за последние 15 лет, с которой не могут сравниться ни перерегистрация 1999 года, ни многочисленные изменения Налогового кодекса РФ. Все это меркнет по сравнению с теми опасностями, которые несет в себе этот документ. Законопроект вызвал серьезный резонанс в обществе. Никаких консультаций и обсуждений законопроекта с самим субъектом этого закона – гражданским обществом, не проводилось. Это взволновало не только постоянных оппонентов и критиков власти, но и большинство некоммерческих организаций и защитников прав человека. За 10-15 дней удалось собрать более 1300 подписей организаций и отдельных граждан под открытым обращением НКО». Резко негативное отношение к этому законопроекту высказали председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова и Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Федеральный омбудсмен выразил уверенность, что в случае принятия законопроекта он будет неминуемо оспорен в Конституционном суде ввиду его очевидных расхождений с Конституцией РФ и международными нормами. Заявление с просьбой отложить рассмотрение законопроекта до широкого общественного обсуждения и прохождения экспертизы в Общественной палате, адресованное спикеру Госдумы РФ Борису Грызлову, было подписано 21 членом палаты. Большинство НПО также расценивает законопроект крайне негативно. По их мнению, проблем экстремизма и легализации он не решит. Правонарушителя и сейчас можно привлечь к административной или уголовной ответственности, а вот запрещать ему объединяться с другими людьми — антиконституционная норма, уверен эксперт Института прав человека Лев Левинсон. Настоятельные требования общественных организаций отложить поспешное рассмотрение законопроекта и не проводить его первое чтение 23 ноября авторы законопроекта во внимание не приняли. «Но мы уверены, что принятием этого законопроекта уничтожить гражданское общество в России не удастся. За эти годы мы сильно окрепли, смогли не только играть важную роль в решении проблем общества и в диалоге с государством, но и стали высокопрофессиональными эффективными гражданскими структурами, приобрели высокий статус в международном сообществе», — сказал в заключении Юрий Джибладзе.

Стенограмма пресс-конференции