Как сделать работу НКО эффективной

Е. Бермант: «Этот законопроект не стоит даже одной потерянной жизни ребенка»

В Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция, посвященная поправкам к законопроекту «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». На ней выступили эксперты неправительственных организаций: президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе, эксперт Института прав человека, член Экспертного совета Уполномоченного по правам человека в РФ Лев Левинсон, адвокат, эксперт Независимого экспертно-правового совета Игорь Пастухов, представитель Фонда «Детские сердца» Екатерина Бермант.
По сообщениям некоторых СМИ, последняя версия закона делает его одним из самых либеральных. Однако доработанный вариант закона вызвал неоднозначные оценки экспертов гражданского общества. По их мнению, новая редакция содержит ряд изменений, позволивших снять некоторые противоречия Конституции РФ и международному праву. Прежде всего это касается отмены обязательного уведомления о создании и начале деятельности общественных объединений без статуса юридического лица. Это значит, что разнообразные клубы любителей английского чая, кошек, собак и прочие «вольнодумцы» могут по-прежнему собираться, не информируя о своей деятельности регистрирующий орган.
Второй безусловный плюс новой редакции – снятие запрета на деятельность представительств и филиалов иностранных общественных организаций. По мнению участников пресс-конференции, это отводит угрозу принудительного закрытия представительств и филиалов иностранных, в том числе благотворительных организаций, работающих в нашей стране и помогающих решать острые социальные проблемы.
И третий – планируется отсрочить вступление закона в силу до истечения 90 дней со дня опубликования. Это позволит российским и зарубежным неправительственным организациям хотя бы отчасти подготовиться к новой ситуации.
Однако на этом плюсы новой редакции законопроекта заканчиваются. По словам Ю. Джибладзе, «внесенные поправки не изменили суть законопроекта» и ухудшили положение российских НПО. «Порочная концепция закона не изменилась, – отмечает Ю. Джибладзе. – Хотя удалось снять некоторые противоречия Конституции РФ, международному праву, суть законопроекта, направленная на вмешательство в деятельность НПО и жизнь граждан на произвольном, избирательном применении права и на неправовые критерии такого вмешательства со стороны чиновников, создание ведомства Росрегистрации, которое будет следить за каждым шагом неправительственных организаций, из-за чего они будут свое основное время тратить на отчетность, – все это осталось. В целом, для международных некоммерческих организаций закон немного улучшился. По крайней мере, они могут не паковать свои чемоданы с 1 января. Но для российских НПО ситуация значительно ухудшилась».
Л. Левинсон рассказал о четырех «исторических моментах», связанных с законопроектом. По его мнению, «министр юстиции РФ Юрий Чайка – заинтересованное лицо, так как Росрегистрация получит большие полномочия с принятием этого законопроекта; он солгал, говоря, что эксперты Совета Европы поддерживают этот закон». Кроме того, по словам Левинсона, Президент РФ «не призывал либерализовать этот закон, он дал инструкцию, как обойти протесты общественных организаций и критиков». Эксперт считает, что внесенные поправки в незначительной степени меняют суть законопроекта, а сам законопроект не соответствует Конституции РФ, как минимум, в пункте нарушения права на объединения. Лев Левинсон рассказал также о других «подводных камнях» законопроекта: «НПО оказываются в режиме разрешительной регистрации (вместо заявительной) и тотальной подконтрольности уполномоченному органу – Росрегистрации; при этом решение о наличии таких противоречий и об отказе в праве учреждать НПО будет приниматься чиновником Росрегистрации по собственному усмотрению». Л. Левинсон назвал это возвратом к 20-м годам прошлого века, когда административные органы обладали правом отвода членов общества. «Они вводят чисто оценочные основания. Решать философский вопрос – соответствует деятельность организации ее самобытности или нет – будет не суд, а рядовой чиновник». Он также отметил, что новая редакция закона ставит множество препятствий для деятельности филиалов и представительств иностранных НПО. Существует ряд причин, по которым международной НПО может быть отказано во включении в реестр. Например, если цели создания филиала или представительства «создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам РФ». Остается неясным, что, например, с точки зрения права может подразумеваться под «национальным единством и самобытностью», заметил Левинсон.
Игорь Пастухов считает, что ссылка авторов законопроекта на то, что в его основу положен зарубежный опыт, не совсем корректна. По его словам, зарубежные НПО выведены из общей системы налогообложения, поэтому государство ужесточает контроль над ними. Он также отметил, что доработанный вариант законопроекта по-прежнему представляет угрозу для гражданского общества, так как дает дополнительные основания чиновникам осуществлять произвольный контроль над деятельностью общественных организаций. Самая фундаментальная проблема в законопроекте осталась неизменной, заметил Пастухов: в нем нет определения «неприемлемой» политической деятельности, осуществляемой на иностранные средства, хотя именно эта цель была поставлена президентом в качестве ключевой. Именно этим будут руководствоваться чиновники Росрегистрации, при этом каждый будет опираться на свое и, безусловно, на всякий случай, расширительное представление о том, что кажется руководству страны «неприемлемым». Это создает колоссальные возможности для злоупотреблений и избирательного, политически мотивированного применения закона при том, что полномочий и инструментов для создания проблем для НПО у чиновников теперь будет достаточно, считает адвокат. По его словам, сохраняется запрет на деятельность на территории закрытых административно-территориальных образований иностранных НПО; любое НПО (российское или зарубежное) может быть ликвидировано за неоднократное нарушение законодательства либо за однократное грубое нарушение, к которым могут быть отнесены правила противопожарной безопасности.
На особый контроль будет также поставлена финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих организаций и общественных объединений. По мнению Пастухова, последнее, может быть самое одиозное, положение новой редакции законопроекта связано с установлением тотального контроля за всеми поступающими в Россию зарубежными финансовыми средствами, независимо от того, являются ли доноры юридическими лицами или простыми гражданами. Дополнительной обязанностью как российских НПО, так и зарубежных доноров станет информирование регистрирующего органа об объемах передаваемых и получаемых средств, целях их использования и фактическом расходовании. В случае, если такие сведения не будут предоставлены или будут предоставлены не вовремя, организация может быть ликвидирована.
Особенную обеспокоенность эти требования вызывают у небольших благотворительных организаций социальной направленности, например, Фонд «Детские сердца», Фонд помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» и др. Штат сотрудников этих организаций ограничен, большинство из них работают на волонтерских началах. В случае принятия законопроекта они будут вынуждены взять на себя дополнительную детальную отчетность по всем благотворительным пожертвованиям из-за границы, даже если это небольшая сумма, переданная гражданином иностранного государства на лечение конкретного ребенка или закупку оборудования для сиротских учреждений. Представитель Фонда «Детские сердца» Екатерина Бермант заметила, что большую часть средств на операцию для больного ребенка они собирают через web-кошельки. В основном, это пожертвования от наших бывших соотечественников. Размер одного пожертвования в среднем составляет 5-10 долларов. «И как мы будем отчитываться, если, например, собирается сумма в 28 тыс. евро на одну операцию? – недоумевает Бермант. – Ведь в результате спешных решений депутатов мы просто не сможем вовремя получить помощь от иностранного гражданина, и на карту будет поставленажизнь детей. Весь этот законопроект не стоит даже одной потерянной жизни ребенка».
Несмотря на это, 21 декабря законопроект намечен к рассмотрению Госдумой РФ во втором чтении. Депутаты так и не учли мнения общественных организаций, заметил Джибладзе. До 14 декабря они говорили, что заняты доработкой законопроекта в связи с заявлением Президента РФ, а после 15-го – что поправки уже утверждены. Авторов законопроекта неоднократно спрашивали, почему нельзя отложить принятие законопроекта и основательно доработать его, исключив в процессе консультаций с неправительственными организациями из его текста вызывающие резкие возражения общественности положения. В свою очередь депутаты утверждали, что все, что они как авторы считали нужным изменить, уже изменили, а концепцию считают правильной. Этим они только усиливают подозрения экспертов в том, что законопроект направлен на «прополку» гражданского общества от «нежелательных элементов» к выборам 2007-2008 годов, считает Ю. Джибладзе. По его словам, существует высокая вероятность того, что второе чтение будет совмещено с третьим или что третье чтение состоится 23 декабря. Это значит, что окончательное утверждение Советом Федерации и Президентом РФ может состояться до конца года, и 2006 год будет переломным в судьбе российского гражданского общества и его основы – некоммерческого сектора.