Как сделать работу НКО эффективной

Эксперты: НКО нужно менять психологию и переходить от грантов к социальному заказу

Некоммерческим организациям нужно стремиться к переходу от проектного подхода к системному развитию, считают участники круглого стола «Социальный заказ для некоммерческого сектора — реальная поддержка государства в новых экономических условиях», прошедшего в Московской торгово-промышленной палате 14 апреля.
В ходе круглого стола члены Общественной палаты города Москвы, представители власти, общественных и некоммерческих организаций, бизнес-сообщества, социально ориентированных НКО обсудили, что необходимо для реализации социального заказа.

Одной из основных проблем, затрудняющих государственную поддержку социально ориентированных НКО, является психология некоммерческого сектора, считает председатель правления Ассоциации российского кадетства Николай Антипов.

«Жизнь идет вперед, нужно срочно менять психологию. Нам нельзя жить стереотипами 15-летней давности, когда НКО только организовывались, все происходило на честном слове, на энергии, с открытым сердцем. Сейчас другие условия», — говорит Антипов.

По его словам, обращение к государству со словом «дай» и ориентир на гранты, — это неправильный подход. Каждая некоммерческая организация обладает огромным потенциалом, который она может предложить государству, участвуя в госзакупках.

Другой проблемой является так называемая «система плановой экономики», то есть когда в министерствах и департаментах говорят, что «в плане на этот год нет денег на вашу идею». Задача НКО – доказать чиновникам, что эта идея действительно хорошая и должна быть включена в планы на следующий год. Нужно договориться, в какой форме это будет происходить – субсидия или электронные торги, указывает эксперт.

«Таким образом, появляется новая важная система взаимоотношений НКО и государства. Мы становимся участниками госзаказа, доказываем, что эффективность нашей работы выше, потому что мы не закладываем 200-500% прибыли, как это делается коммерческими организациями», — отмечает Николай Антипов.

Некоммерческий сектор уже многие годы осуществляет услуги, поэтому ему нужно переходить от состояния ежегодных написаний грантов к состоянию регулярно оказываемых услуг, подчеркивает вице-президент Национальной ассоциации благотворительных организаций Нодар Хананашвили.

Для того чтобы организации, которые много и регулярно работают, могли рассчитывать на регулярную поддержку (социальный заказ), необходимы несколько элементов.

Грант — ценный элемент выявления проблемы, доказывания возможности ее решения тем или иным способом, говорит Хананашвили. Организации должны понимать, какой группе помогают, как измеряют эффективность работы с ней, какие положительные изменения происходят, повышается ли качество жизни целевой группы в результате их деятельности.

Второй необходимый элемент — определение стоимости услуг, которые в дальнейшем будут переведены в социальный заказ, третий — описание технологии, по которой работают НКО.

Еще одна составляющая — отработка алгоритма действий по разработанной технологии: что должен сделать конкретный сотрудник, чтобы в дальнейшем эту услугу мог оказывать кто-то еще.

«Вот тогда возникает некая совокупность описанной услуги, которую надо переводить на среднесрочный уровень. Организации, которая выполняет социальный заказ, он должен выдаваться на три-пять лет, одновременно с дополнительным требованием по отчетности, по сбору информации», — считает Нодар Хананашвили.

Юлия Вяткина

Источник: Агентство социальной информации