Как сделать работу НКО эффективной

Волонтерский уход за детьми в больнице

Вид активности:
Развитие добровольчества
Название технологии

Волонтерский уход за детьми в больнице

Название организации

Волонтеры в помощь детям-сиротам

Организационно-правовая форма

Фонд

Регион

Москва

Контакты

Координатор проекта: Елена Базанова
Elena.bazanova@mail.ru
+7 (916) 345-48-37

Проблемы, на решение которых направлен соответствующий механизм, и которые он должен устранить

Дети из интернатных учреждений, находящиеся на лечении, не имеют рядом с собой близкого взрослого, который следил бы за выполнением ребенком назначений, организовывал бы его досуг. Это снижает эффективность лечения, приводит к конфликтам и даже насильственным действиям среди детей, скучающих в палате.
После отобрания ребенка из семьи или отказа матери забрать его из роддома, ребенок поступает на обследование в больницу. Длительность пребывания в стационаре составляет от 2,6 до 5,2 мес. При этом каждый четвертый ребенок раннего возраста находился в стационаре более 3 месяцев, а каждый десятый – более года. Из них две трети детей в стационарном лечении вообще не нуждаются.
Эмоциональное общение, игры, развивающие занятия не входят в обязанности медицинского персонала, который выполняет массу других важных функций.

Цели/задачи

Цель: повысить качество жизни детей-сирот, находящихся на обследовании или лечении в больнице.Задачи:1. Обеспечить немедицинский уход. Если медицина основывается на рациональном научном подходе к организму, его функциям и органам, то немедицинский уход основывается на восприятии человека в целом, т.е., скорее, на педагогике и психологии. Ухаживающий взрослый видит в своем подопечном субъект, личность, а не только объект лечения. Между ними возникают эмоциональные связи.2. Предотвратить отставания от школьной программы или отставания в развитии (для детей раннего возраста).3. Снять часть нагрузки с медицинского персонала (выполнение уборки и других функций, которые в стационаре часто делегируются родителям госпитализированных детей).4. Сделать больничную среду более дружественной для детей (организация игровых комнат, детских площадок, украшение стен)5. Отобрать и подготовить волонтеров для эффективной реализации вышеперечисленных задач.

Механизм достижения: подготовительный этап

o Достижение договоренностей с администрацией больницы об оказании волонтерской помощи.
o Налаживание материальной помощи больнице для создания условий немедицинского ухода за детьми (игрушки, канцтовары и др.).
o Разработка программы работы с волонтерами, сотрудничество с другими организациями для совместного их обучения и сопровождения (например, привлечение специалистов по помощи детям с теми или иными особенностями развития).
o Организация системы волонтерского ухода в больницах: реализация цикла работы с волонтерами, создание постоянных волонтерских групп под руководством старост.

Механизм достижения: основной этап

Группы волонтеров, реализующие программу, посещают детей в больнице (отделении) в определенные дни и часы. Работу каждой группы координирует староста, в чьи обязанности входит информирование волонтеров об изменениях режима (например, введении и окончании карантина), мониторинг посещаемости, решение текущих вопросов с администрацией больницы. Лицом, ответственным за общение с администрацией больницы в сложных случаях; курирующим цикл работы с волонтерами и решающим другие организационные вопросы является куратор проекта.

А. Отбор волонтеров. Собеседование с психологом с использованием тестирования и структурированного интервью. Задачи отбора:
1. Ограничение доступа к детям для людей, в силу личностных особенностей не способных к адекватному общению с детьми-сиротами.
2. Переориентация на другие формы волонтерской помощи людей, для которых непосредственная работа с детьми-сиротами в больнице может оказаться чрезмерной психологической нагрузкой.
3. «Профориентация» волонтеров: оценка того, на каком участке работы (с детьми какого возраста, с какими особенностями здоровья) его помощь будет наиболее эффективной.

Б. Подготовка волонтеров.
1. Организация дискуссионных клубов (просмотр и обсуждение фильмов о привязанности, о роли значимых взрослых в жизни ребенка – «Джон», «Дорога домой»).
2. Вводный тренинг: обсуждение целей и задач, обыгрывание типичных проблемных ситуаций в работе.
Также от волонтеров требуется оформление медицинских книжек до начала посещения больницы.

В. Поддержка волонтеров осуществляется в форме:
• Регулярного проведения групп поддержки.
• Индивидуального консультирования по различным проблемам, связанным с волонтерской деятельностью.

Г. Обучающая программа охватывает:
o Особенности развития детей-сирот,
o Развитие детей от рождения до 1 года в семье и в учреждении,
o Развитие детей от 1 года до 3 лет в семье и в учреждении,
o Игры и занятия с детьми,
o Взаимодействие с детьми, имеющими особенности развития.

В Подмосковье вместо волонтерских групп в больницах постоянно работают няни-воспитатели, труд которых софинансируется нашим фондом. Няни-воспитатели проходят также проходят процедуру отбора и могут пользоваться услугами по обучению и сопровождению наравне с волонтерами.

Механизм достижения: этап развития
Ресурсы: информационно-методические

Для волонтеров проекта было разработано и опубликовано методическое пособие «Работа с детьми от 0 до 3 лет в больницах», учитывающее специфику условий волонтерской деятельности.
Работа проекта отражена в следующих публикациях:
1. Арчакова Т. О. Опыт психологического сопровождения нянь, работающих с отказными детьми в больницах. // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 3.
2. Научно-исследовательская работа «Организация работы с детьми раннего и дошкольного возраста, находящимися в трудной жизненной ситуации, принадлежащими к «группе риска». Часть 4. Организация волонтерского ухода за детьми до 3 лет, находящимися в больницах». – М.: МГППУ, 2009.

Ресурсы: материальные

Имеются помещения для встреч и оборудование для обучения (ноутбук, проектор).

Ресурсы: организационные и человеческие

Куратор проекта – Елена Базанова, дипломированный психолог, психотерапевт, имеющий опыт работы по специальности как в частной практике, так и в крупных деловых структурах.
Психологи, занятые в сфере отбора и консультирования волонтеров – 4 человека.
Всего волонтеров – 120 человек.
Налажены контакты с другими организациями – «Центром лечебной педагогики», фондом «Даунсайд Ап», семейным центром «Рождество» и др.

Результаты: немедленные

1. Была разработана и внедрена программа обучения и сопровождения волонтеров.2. Были организованы волонтерские группы в следующих больницах г. Москвы:o Научно-практический центр Медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.o Три отделения Детской психоневрологической больницы № 18.o Два отделения Детской инфекционной больницы № 6.o Детская городская Морозовская больница.o Группа для индивидуального сопровождения детей с тяжелыми или требующими долгого лечения заболеваниями в различных больницах.

Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики

С 2007 г. фонд активно сотрудничал с правительством Московской области, в результате чего было введено финансирование и ставки нянь в Подмосковных больницах. В 2010 г. впервые сократилось число больниц, нуждающихся в материальной помощи фонда.Был издан приказ Департамента здравоохранения г. Москвы № 303 от 4 мая 2008 г. об организации взаимодействия органов исполнительной власти по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в лечебных учреждениях, предписывающий «организовать на местах подготовку и обучение волонтеров для работы в подведомственных лечебных учреждениях, где находятся дети, оставшиеся без попечения родителей».

Контроль и оценка: механизм оценки

Поскольку наша организация не имеет возможности отслеживать развитие детей после выписки из больницы, для оценки эффективности проекта используется обратная связь (опрос, анкетирование) от всех вовлеченных лиц – волонтеров, администрации больницы, подопечных детей. В случаях, когда дети находятся в больнице сравнительно долго (более 1 месяца), применяется экспертная оценка динамики развития ребенка.

Контроль и оценка: показатели количественные

Число волонтеров, постоянно вовлеченных в проект.Число волонтеров, посещающих группы поддержки и обучающие мероприятия.Число волонтеров, получивших индивидуальные консультации (очно / по телефону / по Skype).Число детей, за которыми осуществляется уход.Число мероприятий, проводимых в больнице волонтерами (групповые занятия, праздники).Число конфликтных ситуаций во взаимодействии с персоналом больницы.Отчеты по предоставлению в больницы оборудования и расходных материалов для занятий и игр

Контроль и оценка: показатели качественные

Отзывы волонтеров о том, насколько полезными для них являются поддерживающие и обучающие мероприятия, насколько они отвечают их запросам. Отзывы об эмоциональном состоянии, о динамике развития детей от постоянно наблюдающего их медицинского персонала и от самих волонтеров. Отзывы старших детей, результаты их совместной деятельности со взрослыми – рисунки, поделки.В отдельных случаях участие в проекте может изменить жизнь волонтера: люди принимают решение о приеме ребенка-сироты в семью или о получении дополнительного образования (педагогического, психологического, медицинского).

Описание рисков, связанных с реализацией лучшей практики

Внешние риски:Присутствие в больнице волонтеров – людей, не являющихся частью команды медиков, может приводить к групповым или личным конфликтам между волонтерами и медиками. Риски внутри проекта:Текучка волонтерских кадров. Эмоциональное выгорание волонтеров.

Кем и где еще используется данная лучшая практика
Образовательные программы, которые имеет смысл пройти для реализации лучшей практики
Отзывы

Фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам": кто и как в России заботится о социальных сиротах. http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=7&id=14937

Отчеты о реализации лучшей практики

Отчет по грантовой программе "Будущее поколение", реализованной проектом при поддержке фонда Charity Aid Foundation: http://www.ducm.ru/upload/charity/charity_report_caf_2009.pdfГодовой отчет фонда (2010): http://www.otkazniki.ru/index.php?id=523

Отчеты о реализации - файл: