Как сделать работу НКО эффективной

Внедрение компьютерных технологий в интересах полноценной интеграции инвалидов по зрению в современное общество

Вид активности:
Социальная поддержка взрослых
Название технологии

Внедрение компьютерных технологий в интересах полноценной интеграции инвалидов по зрению в современное общество

Название организации

Учреждение - Нижегородский областной центр социально-трудовой и психологической реабилитации инвалидов по зрению "Камерата"

Организационно-правовая форма

Частное учреждение

Регион

Нижегородская область

Контакты

Тел. (831) 434 09 06,
E-mail: tiflo@comp.unn.ru
www.kamerata.org
Почтовый адрес: 603140, г. Нижний Новгород, пр. Ленина,23а-23.

Проблемы, на решение которых направлен соответствующий механизм, и которые он должен устранить

В условиях информатизации общества качество жизни и социальный статус индивида во многом определяются возможностью активного участия в общественном информационном обмене (оперативного доступа к необходимой информации, ее обработки и представления результатов своей информационной деятельности). Для лиц с глубокими нарушениями зрения участие в процессе общественного информационного обмена осложняется несовпадением имеющихся у них возможностей восприятия и сложившейся общественной практики, ориентированной, в основном, на визуально воспринимаемые формы представления информации.
Трудности, препятствующие участию незрячих в информационном обмене ведут к ограничению, а иногда полному исключению возможности участия в некоторых сферах жизни: получение образования, профессиональная самореализация, социально-бытовая сфера, общение.
Эффективным средством преодоления этих осложнений могут служить компьютерные тифлотехнологии (от греч. typhlos – слепой), которые базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст).
Компьютерные тифлотехнологии обладают высоким компенсаторным потенциалом во многих областях социокультурной жизни инвалидов по зрению (образовании, профессиональной и социально-бытовой деятельности). Однако для освоения и грамотного применения компьютерных тифлотехнологий инвалиды по зрению нуждаются в специальной поддержке. Специфика работы незрячих и слабовидящих пользователей ПК делает этот инструмент несколько более сложным в освоении и использовании. При этом возможности получения специальных знаний и навыков по компьютерным тифлотехнологиям в каких-либо образовательных или реабилитационных учреждениях крайне ограничены. В результате пользовательская практика значительно отстает от современных возможностей.
С другой стороны, развитие процесса тифлокомпьютеризации в нашей стране осложняется отсутствием в обществе адекватного представления о компенсаторных возможностях компьютерных тифлотехнологий. В большинстве ни сотрудники органов социальной защиты и реабилитационных учреждений, ни тем более работодатели не имеют реального представления ни о возможностях, предоставляемых компьютерными технологиями незрячим, ни о требованиях, предъявляемых к оборудованию компьютерных рабочих мест для них. Поэтому эти технологии часто остаются невостребованными.

Цели/задачи

Цель: создание условий для полноценной интеграции инвалидов по зрению в современное общество путем расширения использования компьютерных тифлотехнологий как средства их разносторонней реабилитации.Задачи: • Мониторинг современных компьютерных тифлосредств и знакомство с ними незрячих и слабовидящих пользователей;• повышение квалификации инвалидов по зрению в области использования компьютерных тифлотехнологий как инструмента образовательной, профессиональной и социально-бытовой деятельности;• обеспечение незрячим и слабовидящим пользователям специальной поддержки в освоении и применении компьютерных тифлосредств;• формирование в обществе адекватного представления о компенсаторных возможностях современных компьютерных тифлотехнологий.

Механизм достижения: подготовительный этап

• Анализ опыта российских и зарубежных организаций по внедрению компьютерных тифлотехнологий в процесс реабилитации инвалидов по зрению;
• Подбор, приобретение, установка и настройка компьютерных тифлосредств;
• Разработка методической базы обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий;
• Подготовка специалистов проекта;
• Распространение информации среди инвалидов по зрению, в том числе через общественные организации инвалидов, о проведении ознакомительных и обучающих занятий;

Механизм достижения: основной этап

Проведение для инвалидов по зрению обучающих занятий, направленных на знакомство с современными тифлотехническими устройствами и формирование навыков их использования.

Механизм достижения: этап развития

• Осуществление регулярной консультационной и практической поддержки незрячих и слабовидящих в процессе освоения ими компьютерных технологий;• Распространение опыта внедрения и использования компьютерных тифлотехнологий среди заинтересованных организаций (НКО, образовательных и реабилитационных учреждений, спецбиблиотек и т.д.);• Информационная работа, направленная на:а) Расширение профессиональных знаний специалистов, работающих в сфере реабилитации инвалидов;б) Формирование адекватного представления в обществе о возможностях инвалидов по зрению, которые появились благодаря освоению ими компьютерных технологий (участие в выставках, работа со СМИ, проведение дней открытых дверей).

Ресурсы: информационно-методические

Различный информационный материал, освещающий вопросы:
• опыт внедрения компьютерных технологий в реабилитационный процесс инвалидов по зрению;
• установка и настройка компьютерной тифлотехники и специального программного обеспечения;
• методика преподавания компьютерной грамотности инвалидам по зрению;
• методика использования компьютерных технологий для подготовки информационных материалов в доступной и удобной для незрячих и слабовидящих форме.

Ресурсы: материальные

• Помещение для проведения обучающих занятий и семинаров;• 5 компьютерных рабочих места, оборудованных специальным программным обеспечением и аппаратными тифлосредствами для работы незрячих и слабовидящих.• Телефонная связь, доступ в Интернет.• Оргтехника (сканеры, принтеры для рельефной и обычной печати, переплетное оборудование).

Ресурсы: организационные и человеческие

• Преподаватель компьютерной грамотности для незрячих и слабовидящих;
• Специалисты по тифлотехнике;
• Информационная поддержка СМИ, осуществляющих информирование как целевой аудитории проекта, так и широкой общественности о деятельности организации по обучению инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий, а также о возможностях, которые эти технологии предоставляют незрячим и слабовидящим;
• Партнерские отношения с организациями, работающих с инвалидами по зрению (образовательные и реабилитационные учреждения, спецбиблиотеки, общественные организации инвалидов, производители компьютерной тифлотехники и т.д.).

Результаты: немедленные

Освоение незрячими и слабовидящими тифлотехнологий позволило им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения (MS Word, Internet Explorer и т.д.). При этом пользовательские возможности инвалидов по зрению не имеют принципиальных отличий от возможностей пользователей с нормальным зрением (за исключением работы с графической нетекстовой информацией). Для людей с глубокими нарушениями зрения эти возможности имеют существенный компенсаторный эффект, позволяя самостоятельно выполнять многое из того, в чем раньше приходилось прибегать к посторонней помощи (например, используя сканирование, читать обычный текст; готовить печатные документы, вести электронную переписку, искать информацию в Интернете).

Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики

С момента создания в Нижнем Новгороде первого рабочего компьютерного места, оборудованного для незрячих пользователей, прошло 14 лет. Все это время наша организация оказывала постоянную поддержку инвалидам по зрению в освоении и применении компьютерных тифлотехнологий. Это дало возможность многим незрячим и слабовидящим людям реализовать свои жизненные планы и смелые мечты в профессиональной сфере (сегодня качественное обучение и работа невозможны без использования компьютера). Многие инвалиды по зрению работают в сфере высококвалифицированного труда - преподавателями, психологами, юристами, некоторые имеют степень кандидата наук. В результате взаимодействия со средствами массовой информации повысилась информированность общества о проблемах и возможностях инвалидов по зрению.

Контроль и оценка: механизм оценки

С целью оценки результативности деятельности:• Собираем отзывы пользователей, • Отслеживаем ситуацию с распространением среди инвалидов по зрению различных компьютерных тифлосредств, • Проводим тестирование, направленное на выявление квалификационного уровня незрячих и слабовидящих пользователей компьютерной техники.• Ведем мониторинг использования компьютерных тифлотехнологий в различных сферах социокультурной жизни инвалидов по зрению (в образовании, профессиональной и социально-бытовой деятельности).

Контроль и оценка: показатели количественные

Создана материально-техническая база, обеспечивающая полноценное использование компьютерных тифлотехнологий как инструмента разносторонней реабилитации инвалидов по зрению, соответствующее современному уровню развитиятифлоинформационных технологий и включающая 5 компьютерных рабочих мест и оргтехнику общего и специального назначения;На различных мероприятиях, посвященных тифлоинформационным технологиям, прошли обучение не менее 200 человек;Издано 5 учебно-методических пособий по различным вопросам использования компьютерных тифлотехнологий;Проведено более 20 мероприятий различного уровня, посвященных внедрению компьютерных технологий как инструмента интеграции инвалидов по зрению в общество (2 международные, 3 всероссийские научно-практические конференции, десятки межрегиональных и региональных семинаров).

Контроль и оценка: показатели качественные

• Внедрение компьютерных тифлотехнологий в реабилитационный процесс инвалидов по зрению позволило создать благоприятные условия для получения ими качественного образования и профессиональной деятельности, повысить их конкурентоспособность на рынке труда.• Использование компьютерных технологий (в частности, Интернета) помогают решать незрячим и проблемы социально-бытового и коммуникативного характера.• Работа, проводимая совместно со СМИ, положила начало разрушению в обществе стереотипа о беспомощности инвалидов по зрению. Словосочетание «незрячий пользователь ПК» знакомо сегодня не только узкому кругу специалистов по реабилитации, но становится известно и широкой общественности. Инвалиды по зрению вместе и наравне со зрячими получают образование, ведут научную деятельность, организуют собственное дело – вся эта работа осуществляется ими с использованием компьютерных тифлотехнологий.

Описание рисков, связанных с реализацией лучшей практики
Кем и где еще используется данная лучшая практика

Внедрением компьютерных технологий как средства интеграции инвалидов по зрению занимаются различные организации – специальные библиотеки для слепых, общественные организации инвалидов по зрению, отдельные образовательные и реабилитационные учреждения. ЦСТПР «Камерата» пользуется среди этих организаций заслуженным авторитетом.

Образовательные программы, которые имеет смысл пройти для реализации лучшей практики

«Преподавание компьютерных тифлотехнологий» в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (80 часов).

Отзывы

Семинар «Интернет – универсальный помощник» - 2011 г.«Мне посчастливилось побывать на выездном семинаре «Интернет – универсальный помощник» с 14 по 16 февраля 2011 г. Хочу отметить, что семинар был интересно построен и четко организован тифлоинформационным центром ННГУ и Центром «Камерата». Информация, которую преподавали, была доступна и понятна даже мне, не очень продвинутому пользователю и это потому, что данный семинар организовали и провели настоящие профессионалы. Они на практике показали, что нам, людям с ограниченными возможностями Интернет может стать настоящим помощником, научили как пользоваться Интернет-банкингом, поисковыми системами. Я, например, очень доволен, что могу теперь пользоваться Сбербанком–Онл@йн, посещать портал госуслуг и без помощи посторонних производить какие-то операции, типа – приобрести билеты в театр, заплатить за коммунальные услуги. Большой плюс еще и в том, что я могу научить этому и других незрячих, так как в летом 2010 года прошел в тифлоцентре ННГУ подготовку преподавателя по обучению работе на компьютере для незрячих. Отдельно хочу отметить атмосферу дружелюбия и взаимоподдержки, царящие на этом семинаре. Я, инвалид первой группы, был на таком выездном семинаре впервые и очень волновался, но там волнение сразу прошло и я готов посещать такие семинары постоянно, так как это полезнейшее мероприятие, особенно для людей с ограниченным зрением». Научно-практическая конференция «Организация и методическое обеспечение обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий» (2008) «Делегация из Йошкар-Олы от всей души благодарит вас за организацию столь полезного мероприятия. Наши взгляды изменились в сторону активных действий по организации обучения слепых и слабовидящих людей компьютерной грамотности. Желаем дальнейшей плодотворной работы в этом благородном деле!»Семинар по проекту «Компьютер помогает сберечь зрение» - 2009«На семинаре по использованию программных и аппаратных средств для слабовидящих (27 октября 2009 года) мне представилась возможность познакомиться и овладеть навыками работы с различными приборами, которые помогают лучше ориентироваться в пространствеПродукция компании FS, мне показалась нужной и важной для лиц со зрительной недостаточностью. Особенно хочется выделить портативный ручной видеоувеличитель RUBY. Благодаря компактности прибора, его можно носить с собой и читать ценники, состав и срок годности товара в магазине. Также прибор позволяет читать газеты и журналы, которые печатаются мелким шрифтом и доступны далеко не всем слабовидящим. Выбор контрастности RUBY, позволяет большинству лиц с низкой остротой зрения выбрать наиболее удобный режим чтения. Единственный недостаток прибора его дороговизна.Большое спасибо сотрудникам «Камераты» за организацию семинара.Очень надеюсь, что и в дальнейшем Вы будете знакомить нас с новинками тифлотехники».

Отчеты о реализации лучшей практики

В рамках данной практики нашей организацией реализовано более 20 проектов. В качестве примера предлагаем отчеты по проектам «Интернет – универсальный помощник» (2011 г.) и «Компьютер помогает сберечь зрение» (2009 г.)

Отчеты о реализации - файл:
Скачать