Социокультурная программа помощи родителям и детям «Сказочный мир»
- Вид активности:
- Культура и образование
- Название технологии
-
социо культурная программа помощи родителям и детям «Сказочный мир»
- Название организации
общественная организация "Союз женщин России"
- Организационно-правовая форма
Общественная организация
- Регион
Москва
- Контакты
-
(495) 650-77-08 wur@newmail.ru www.wuor.ru 125009 Москва, Глинищевский пер., д.6
- Проблемы, на решение которых направлен соответствующий механизм, и которые он должен устранить
Современные дети даже из благополучных семей мало читают. ХХ1 век – время «зрительных» образов, дети получают информацию с экранов телевизоров и компьютеров. Искусство театра служит как бы мостом между книгой и современными средствами коммуникаций.
В театре книга «оживает», ребенок становится участником событий, не только «исследуя» ситуацию, оценивая и анализируя поведение героев, совершая какие-либо поступки вместе с ними, но экстраполируя ее в дальнейшем на свою реальную жизнь.
Любая народная сказка, а, особенно, русская, помогают маленькому человеку не только познать всю сложность жизни, ее опасности, но и красоту мира, его доброту, возможность найти достойный выход из самой непростой ситуации. Спектакли, поставленные по классическим произведениям, развивают и воображение, и мышление ребенка, раскрывают перед ним многогранность мира. А целевые спектакли, поставленные по пьесам, нацеленным на решение какой-либо конкретной задачи, в наиболее доходчивой форме учат ребенка, как поступать в конкретной ситуации.
Безусловно, маленькому зрителю иногда сложно самому разобраться во всех проблемах, решение которых предлагает ему спектакль. Чтобы ему помочь, необходимо разрабатывать специальные интерактивные игровые программы, в которых легко и доступно разъясняются сложные моменты спектакля.
Ребенок, как никто нуждается в утешении и надежде на прекрасное будущее. Ему необходимо вернуть радость бытия, показать, что в этом мире существует масса прекрасных возможностей быть счастливым.
Именно эту задачу решает искусство, особенно искусство театра.
И именно этого чаще всего и лишены дети из социально необеспеченных слоев населения, дети-сироты, дети с ограниченными физическими возможностями.
Тогда театр идет к ним. Девиз нашего фестиваля « Театр – всем детям». Наш проект нацелен на то, чтобы вернуть детям детство, где живет сказка, а в ней радость познания и полноты жизни, ее разнообразия. Наша задача помочь им справиться со своими проблемами, ломающими их жизнь, а также стать полноценными членами общества, любящими свою Родину.
Новация программы в отборе лучших спектаклей в области театрального искусства доступных и мобильных малых форм , охватывающих народные сказки, классические произведения, новые авторские работы, подборе для каждого показа определенного спектакля, необходимого именно этим детям, разработке интерактивной программы для детей, позволяющей понять хитросплетения жизни и направленные на адаптацию детей к жизни, создание видеотеки спектаклей, предоставлении педагогам и воспитателям методических разработок по организации досуговой деятельности. В партнерстве с органами власти программа делает эту работу системной.
В обществе потребления воспитывается человек с заниженным уровнем потребностей духовно-нравственного развития. Театры, особенно работающие для детей, все больше их развлекают, а не воспитывают. Между тем, словами Н.В. Гоголя « Театр- это та кафедра, с которой очень много можно сказать миру». Добавим, особенно детскому, открытому и такому доверчивому. Вот почему программа преследует несколько целей – отобрать лучшее, ЧТО ЕСТЬ В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУСТВА МАЛЫХ ФОРМ, И ТИРАЖИРОВАТЬ ЭТО ЛУЧШЕЕ. Особенно тем, кто лишен этой возможности. А также сделать эту работу системной. Для этого разработаны методики, формируются структуры, проводятся мастер-классы.
В плане создание системы социо-культурного патроната на основе лучших мобильных и доступных спектаклей малых форм как системы просвещения, воспитания и профилактики.
Ознакомление не менее 800 детей с их правами, обучение их анализу и восприятию произведения искусства, развитие чувства коллективизма, доброжелательного отношения к окружающим. Содействие развитию постоянной досуговой работы с детьми.
Описание методики реабилитации детей средствами театрального искусства, и предложения по ее распространению.
Благотворительный показ лучших спектаклей Второго Московского открытого фестиваля спектаклей малых форм для детей « Сказочный мир» увидят более 1 000 детей, а видеозаписи и методические пособия – более 50 000. Что позволит наладить связи и вести постоянную работу с педагогами и воспитателями, работающими с детьми разных социальных категорий и групп.- Цели/задачи
Развитие личности ребенка, формирование его духовных и культурных потребностейПрофилактика асоциального поведения и реабилитации детей группы риска. Защита ребенка от насилия и жестокости, воспитание толерантности, уважение к историко-культурному наследию. Создание и распространение видеотеки лучших спектаклей. Формирование системы, методических структур программы социо культурного патроната как формы просвещения, воспитания и профилактической работы.разработка и реализация моделей и технологий развития просветительской деятельности в области художественно-эстетического, духовно-нравственного, интернационального, национально-культурного и исторического наследия на основе театрального искусства спектаклей малых форм. Обеспечение их функционирования в партнерстве с государственными органами образования, культуры, социальной защиты. Обеспечить постоянную возможность детям группы риска иметь доступ к искусству театра и музыки, с учетом особенностей их жизненных условий – ограниченные физические возможности, дети из необеспеченных семей, дети-сироты и т.д. Дети должны иметь возможность приобщаться к театральному искусству, даже не имея возможности ходить в театр. При этом произведения театрального искусства должны быть доставлены детям группы риска в места их государственного содержания и эти произведения должны быть высокого художественного уровня. Театральное искусство крайне необходимо детям для их полноценного развития, поскольку развивает воображение, мышление, оказывает несомненный терапевтический эффект, помогая детям лучше разобраться в проблемах окружающего их мира, развивая их духовно-нравственный потенциал и патриотизм.
- Механизм достижения: подготовительный этап
Реализация программы проходит в два этапа.
На первом этапе - Московский открытый фестиваль спектаклей малых форм для детей отбирает лучшие спектакли по номинациям. В общей сложности за два фестиваля спектакли 50 театров г.Москвы и России посмотрели более пяти тысяч юных москвичей и их родителей, в том числе дети из малообеспеченных и многодетных семей, а также с ограниченными физическими возможностями. Была произведена телесъемка лучших спектаклей.
Второй этап – организация показа лучших спектаклей фестиваля широкому кругу юных москвичей в центрах социальной защиты, детских домах, школах и интернатах для детей с ограниченными физическими возможностями оздоровительных лагерях Москвы и Подмосковья, в детских парках и садах. Передача им видеотек лучших спектаклей, а также проведение «круглых столов» и мастер-классов, предоставление методических разработок по программе фестиваля.- Механизм достижения: основной этап
Основной частью социокультурной программы художественного просвещения, профилактики и реабилитации детей и молодежи «СКАЗОЧНЫЙ МИР» является:
Благотворительный показ лучших спектаклей фестиваля детям в центрах социальной поддержки населения, детских домах, школах и интернатах для детей с ограниченными физическими возможностями, реабилитационных центрах - для детей, которые более других нуждаются в целительной силе искусства.
Профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, особенно группы риска.
Повышение эффективности деятельности социозащитных, образовательных, культурно-досуговых, воспитательных и иных учреждений в комплексном решении вопросов духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, противодействия жестокости и агрессии среди детей и молодежи.
Налаживание постоянных связей между детскими учреждениями и театром, создание баз учреждений, нуждающихся в помощи и, одновременно, театров, способных оказать эту помощь, разработка и внедрение специальных интерактивных программ, обучение им педагогов и родителей, широкое освещение в СМИ.- Механизм достижения: этап развития
Все спектакли оценивает жюри фестиваля, сформированное Кабинетом детских театров Союза театральных деятелей РФ. К участию в фестивальном смотре допускаются только профессиональные театры, имеющие в своем репертуаре детские спектакли малых форм. То есть спектакли с малым количеством артистов, реквизита и декораций, спектаклей, которые могут быть показаны не только на специализированных театральных площадках, но и в школах, интернатах, Центрах социальной поддержки, детских домах и больницах. Жюри фестиваля определяет лауреатов фестиваля, и именно лучшие спектакли, отобранные после фестивального смотра, и показываются детям во время БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ПОКАЗА фестиваля. Лучшие спектакли фестиваля, отснятые Детским молодежным телеканалом, монтируются и размножаются на DVD, формируются в видеотеки, которые затем передаются Центрам социальной защиты населения, детским домам, школам и интернатам для детей с ограниченными физическими возможностями.Таким образом, к детям приезжает театр с качественным и интересным спектаклем, «ожившей» сказкой, помогающей ребенку решать его тяжелейшие проблемы и вводящей его в культурную среду цивилизации. Выступление дополняется интерактивной игровой программой, и у учреждения остается видеотека из нескольких замечательных спектаклей, которую потом можно использовать для досуговой деятельности, сами же педагоги и воспитатели приобрели опыт построения игровых программ, нацеленных на развитие детей. В специально разработанных интерактивных игровых программах обязательно происходит ознакомление ребенка с его правами. Дети узнают, как им вести себя в тех или иных сложных ситуациях.Для того, чтобы такая работа не была одноразовой, ведется работа с руководителями, педагогами и воспитателями детских домов, школ и интернатов для детей с ограниченными возможностями, Центров социальной поддержки. Для этого проводятся круглые столы, на которых происходит ознакомление с предлагаемой методикой помощи детям, проводятся мастер -классы и создаются видеотеки.
- Ресурсы: информационно-методические
Постоянный поиск партнеров в распространении информации и рекламе программы. На данный момент разработаны методики.
- Ресурсы: материальные
Арендуем помещение для проведения фестивалей, участвуем в грантах для организации благотворительных показов. Всю технику, транспорт и связь также арендуем.
- Ресурсы: организационные и человеческие
У проекта, кроме главного учредителя – Союза женщин России, два соучредителя – Камерный музыкальный театр «Эль Арт» и Детский молодежный телеканал «Содружество». Такое социальное партнерство не случайно. Только благодаря совместной работе театра, телевидения, объединенных Союзом на решение первоочередных социальных проблем, состоялся проект «СКАЗОЧНЫЙ МИР».
Союз женщин России предоставляет для решения задач проекта свой административный ресурс,
помещение и оборудование для проведения мастер - классов, круглых столов и пресс- конференций;
Театр обеспечивает творческую составляющую проекта – разработку сценариев, программ, подбор артистов, репетиционно-постановочную деятельность, осуществляет координационную деятельность с театрами и Союзом театральных деятелей;
Детский молодежный телеканал осуществляет съемку, монтаж и тиражирование лучших спектаклей фестиваля, создание телепрограмм.
Для осуществления технической стороны показа спектаклей театров-лауреатов в детских учреждениях приглашается Агентство по культуре «Раус».
Для освещения проекта в СМИ приглашается пиар-агентство.
Для изготовления рекламной продукции и печати методических материалов приглашаются типографии и издательские фирмы.
Все приглашенные к осуществлению проекта юридические и физические лица не первый год работают на проекте и на деле доказали свою эффективность и надежность, являясь профессионалами в своей области. Союз женщин России является руководителем проекта, все привлеченные к исполнению проекта юридические и физические лица предоставляют поквартальные отчеты, за текущей деятельностью по осуществлению проекта следит дирекция фестиваля.- Результаты: немедленные
Программа «Сказочный мир» позволила наиболее полно представить картину современного театрального искусства малых форм для детей сначала в Москве, потом и по России. Фестиваль поддерживает Союз театральных деятелей РФ. Кабинет детских театров СТД РФ оказывает помощь в формировании Экспертного Совета и жюри фестиваля, проведении мастер-классов и « круглых столов» с критиками. Фестиваль поддерживает Департамент образования г.Москвы, информируя все образовательные учреждения Алгоритм тиражирования проекта: Благотворительный показ лучших спектаклей фестиваля и формирование видеотек, распространение методики социо культурной реабилитации, профилактики и просвещения детей в партнерстве с местными государственными органами образования, культуры, социальной защиты
- Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики
Программа выросла из Московского Открытого фестиваля спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир», учрежденного Союзом женщин России в 2007 году. И по своей сути стала реакцией общества на современные тенденции в сфере культуры для детей, именуемой ныне сферой услуг. Организаторы и учредители фестиваля отметили востребованность спектаклей малых форм в организации семейного отдыха, а также школами-интернатами и школами для детей с ограниченными возможностями, приютами, коррекционными школами, детскими реабилитационными центрами. В свое время рынок оперативно отреагировал на этот спрос - появилось множество крохотных театров, зарегистрированных и не зарегистрированных, работающих на разных началах. При таком спросе и предложении - никакого художественного надзора. Сегодня эта проблема принимает государственные масштабы. Общественные организации, фонды пытаются решить эту проблему, организовывая показы своих спектаклей в детских домах, больницах, социальных центрах, всеми доступными средствами изыскивая финансирование. Однако все эти попытки бессистемны и непостоянны. Художественный уровень таких спектаклей также остается крайне нестабильным.Отклики социальных и образовательных учреждений, работающих с детьми, позволили нам также прийти к выводу, что даже в Москве, нет ни практики, ни плана показа таких спектаклей.
- Контроль и оценка: механизм оценки
В Московском открытом фестивале спектаклей малых форм принимают участие только официально зарегистрированные театры. Жюри фестиваля возглавляет Кабинет детских театров Союза театральных деятелей РФ. Два фестиваля позволили (первый Московский в 2007г., второй Всероссийский в 2009г.) сформировать базу данных достойных спектаклей по мировому сказочному и классическому репертуару, и государственных учреждений, остро нуждающихся в театральном искусстве для детей. А также выработать специальные и развивающие методики по организации досуга детей и приобщения их к искусству театра и музыки.
- Контроль и оценка: показатели количественные
Для детей из социально необеспеченных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, с ограниченными физическими возможностями показано более 50 спектаклей, которые посмотрели более 10 тысяч чел. Благодаря созданию видеотек и телепрограмме «Сказочный мир», показанной на телеканале «Столица», с лучшими спектаклями фестиваля познакомились более миллиона детей. Разработана методика социо - культурной реабилитации и просвещения детей с помощью театрального искусства и искусства музыки.
- Контроль и оценка: показатели качественные
Востребованность такого рода деятельности широка. К нам идут запросы от социальных учреждений, детских центров, реабилитационных центров, библиотек. За годы собрана библиотека благодарностей.
- Описание рисков, связанных с реализацией лучшей практики
Риски связаны с отсутствием финансирования. В связи с этим крайне трудно выстараивать долгосрочную программу. Сегодня она развивается по мере поступления средств и нахождения союзников.
- Кем и где еще используется данная лучшая практика
- Образовательные программы, которые имеет смысл пройти для реализации лучшей практики
- Отзывы
Руководители регионов, в которых были организованы дни "Сказочного мира" выразили не только благодарности, но и оказывали всяческое содействие в организации мероприятий. Благополучатели - а это родители, дети, руководители, педагоги и воспитатели, соцработники выражают желание иметь постоянно действующую программу "Сказочного мира".
- Отчеты о реализации лучшей практики
- Отчеты о реализации - файл: