Как сделать работу НКО эффективной

Проект «Возраст — здоровью не помеха!»

Вид активности:
Социальная поддержка взрослых
Название технологии

Проект «Возраст — здоровью не помеха!»

Название организации

Межрегиональный Ресурсный Центр "Серебряный возраст" (юр.лицо АНО САП "Серебряный возраст")

Организационно-правовая форма

Автономная некоммерческая организация

Регион

Санкт-Петербург

Контакты

Ялышева Марина, директор МРЦ «Серебряный возраст», Мальцева Юлия, менеджер по связям с общественностью МРЦ «Серебряный возраст».

Проблемы, на решение которых направлен соответствующий механизм, и которые он должен устранить

На сегодняшний день в Российской Федерации проживает около 30 млн. пенсионеров, из них около 2 млн. граждан проживает в Северной столице. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, к 2016 г. численность пенсионеров почти в два раза превысит численность лиц, достигших 16 лет, а к 2030 г. может возникнуть такая ситуация, когда на каждого работающего будут приходиться два пенсионера. Анализируя данную ситуацию, мы пришли к выводу о том, что необходимо обеспечить старшему поколению высокое качество жизни. Это, во-первых, позволит уменьшить нагрузку на общество, если пожилые люди смогут обслужить сами себя, во-вторых, улучшит их личное самочувствие и уровень жизни, что позволит им обратиться не к себе самому, а к обществу и их проблемам – т.о. люди старшего возраста возьмут на себя часть общественного производства.
Пожилые люди уделяют большое внимание своему здоровью и гораздо чаще, чем молодые задаются вопросом: как сделать так, чтобы всегда в любом возрасте чувствовать себя здоровым, молодым, активным, не потерять интерес к жизни? Основной принцип долголетия – это оздоровление тела, души и духа. Увеличение уровня продолжительности жизни возможно при сочетании правильного образа жизни, разумного чередования труда и отдыха, здоровой пищи, интересных занятий, новых встреч. В Санкт-Петербурге социальные службы и клубы ветеранов сосредоточены в основном на организации досуга пожилых и поддержании здоровья. Однако, как правило, в этом случае пожилые люди выступают в качестве потребителей услуг и не больше. В то же время, позиция активного участника общественной жизни остается нереализованной. Как показывает опыт, для этого требуется, с одной стороны, наличие специальных общественных институтов, имеющих целью поддержку социальных инициатив, а, с другой стороны, наличие доступной информации о том, где знания и опыт пожилых могут быть востребованы. Поэтому расширение образовательных возможностей и возможностей самоопределения и самореализации для пожилых, информирование о возможностях возраста становятся делом исключительной социальной важности. Эти меры позволили поднять уровень социального и психологического благополучия этих людей, удовлетворяя их потребность в развитии и активном использовании своих ресурсов и опыта на благо всего общества.
Отсутствие в Петербурге культуры участия пожилых людей в жизни общества в качестве ВОЛОНТЕРОВ усугубляет ситуацию. Именно участие пожилых людей в качестве волонтеров в жизни общества, дает возможность применения своих знаний и опыта, накопленных за годы жизни, активно реализовать в себя в качестве руководителя или обычного участника, повысить свою значимость не только на уровне семьи, но и всего общества. Дополнительное обучение позволяет получить новые знания и навыки, благодаря которым пожилые люди могут пробовать себя в новых сферах деятельности.
Основываясь на данных принципах, был разработан проект «Возраст – ЗДОРОВЬЮ не помеха!» координаторами программы Университет пожилых «Серебряный возраст».
Эта программа решила две ключевых проблемы: во-первых, в рамках образовательной части пожилые люди повысили свой образовательный уровень в направлении здоровый образ жизни, во-вторых, каждый участник программы смог применить полученные знания, работая в качестве волонтера в общественных и государственных организациях, т.о. повысить свою значимость для себя и общества, стать более активным участником общественных процессов.

Цели/задачи

Цель программы: Целью программы было расширение представлений о возможностях поддержания здорового образа жизни в пожилом возрасте с ориентацией на активную жизненную позицию, углубление знаний в интересующих областях в связи с возможностями самореализации в общественной деятельности и созданием клуба пожилых ВОЛОНТЕРОВ.Задачи программы:Основными задачами для реализации цели программы стали:1. Набор преподавателей, разработка образовательных программ;2. Набор слушателей, проведение презентации программы;3. Проведение теоретических занятий на первом курсе по программе: «Переходный возраст» и защита проекта: «Образ моего здорового будущего»;4. Проведение теоретических и практических занятий на втором курсе по специализации: «Общая оздоровительная программа», практическая защита; 5. Разработка методических материалов на основе теоретических и практических материалов по данному курсу (рабочие тетради для слушателей, программы);6. Создание клуба пожилых волонтеров. Проведение волонтерами-преподавателями занятий для пожилых людей и реализация социально-значимых проектов в направлении ЗОЖ;7. Подведение итогов программы, награждение участников, мониторинг и оценка программы, подготовка отчетной документации.

Механизм достижения: подготовительный этап

Программа была рассчитана на людей старшее 50 лет, проживающих в Петербурге или Ленинградской области (ближайший пригород).
Набор на обучение производился на заявительной основе. Обучение было бесплатным. Отбор группы проходил в 2 уровня (анкета, собеседование).
На первом этапе через СМИ проведена информационная компания по оповещению жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области о начале набора на участие в программе «Возраст – ЗДОРОВЬЮ не помеха!» в Университет пожилых. На втором этапе каждый желающий был приглашен на собеседование-беседу (пришло около 500 человек), где посредством беседы определялись основные мотивы и желания участия в программе. Основным критерием была устойчивая мотивация на участие в данной программе – интерес к обучению в целом, желание помогать людям, выступать в качестве волонтера, возможность посещения занятий. На втором этапе отобранные участники были приглашены на установочное собрание, где подробно рассказывалось о расписании работы, графике обучения, тематическом плане, после собрания, желающие написали заявления о поступлении в Университет. Каждый участник программы заполнил анкету, благодаря которой руководители программы более подробно узнали: о самом участнике и его пожеланиях, питание участника, физических нагрузках.
К занятиям приступило 100 человек, после первого курса защитило проекты 90 человек. Они были приглашены на второй модуль – специализацию. После обучения на втором курсе к практике было допущено 85 человек (5 человек не смогли закончить обучение по личным причинам – здоровье, поездка в пансионат и т.д.).
В рамках внеклассной работы была организована добровольческая служба студентов УП - клуб пожилых волонтеров, в котором пожилые люди на основе полученных знаний проводили бесплатные консультационные услуги, лекции и семинары, реализовывали социально-значимые проекты для людей старшего возраста Северо-западного региона.

Механизм достижения: основной этап

Для расширения представления о здоровом образе жизни в пожилом возрасте была создана комплексная программа, состоящая из 5–ти основных блоков и 2-х дополнительных.

1 блок МЕТОДИЧЕСКИЙ:
 Состоялся отбор и подготовка преподавателей, специалистов-практиков по направлению Здоровый образ жизни;
 Была разработана образовательная программа для 2-х курсов: 1 курс: «Переходный возраст» - общая образовательная программа для пожилых людей; 2 курс: «Специализации ЗОЖ» - «Общая оздоровительная программа»;

2 блок ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ:
 Был проведен поиск помещений для реализации программы (лекционный зал для проведения теоретических блоков, оборудованное помещение для практических занятий – спортивный зал);
 В СМИ были размещены информационные материалы о начале реализации программы для пожилых людей в целях информирования общества;
 Произведен отбор (анкета, собеседование) участников программы (пожилые люди старшее 50 лет);
 Проведена презентация программы для участников программы и СМИ;

3 блок ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ:
 Проведена программа на 1 курсе «Переходный возраст», продолжительность: 2 месяца (54 акад.часа)
 Каждый участник защитил проект по теме: «Образ моего здорового будущего» (направление проектов: личный, социальный);
 Реализована программа на 2 курсе по специализации (теоретический и практический блок), продолжительность: 3 месяца (72 акад.часа);
 Каждый участник провел практическое открытое занятие для желающих по окончанию специализации: выездные программы, лекции, семинары, поход в бассейн, занятий йогой и т.д.;

4 блок ПРАКТИЧЕСКИЙ:
 Был создан клуб пожилых волонтеров, в рамках которого проходила реализация социально-значимых проектов и просветительская работа по направлению ЗОЖ для людей старшего возраста в СПб и Ленинградской области;
 Пожилыми волонтеры-преподаватели были проведены ряд занятий по общему курсу ЗОЖ (для группы не менее 10 чел., свободное посещение) для жителей разных районов города;

5 блок ИТОГОВЫЙ:
 Участники программы были награждены дипломами;
 Состоялась пресс-конференция по завершению программы;

6 блок ОЦЕНОЧНЫЙ:
 Каждый участник программы заполнил оценочную анкеты программы, отметив плюсы и минусы;
 Слушатели свободных лекций оценили работу пожилых преподавателей волонтеров;

7 блок ОТЧЕТНЫЙ:
 Составлен финансовый отчет (по бухгалтерии);
 Составлен содержательный отчет;

Механизм достижения: этап развития

Программа была рассчитана на 140 часов и состояла из двух курсов:1 курс – Водный курс по программе «Переходный возраст». Программа направлена на ориентирование в проблемах пожилого возраста и образовательных возможностях. Обязательные для посещения учебные мероприятия составляют в семестр 54 часа, по два часа на учебное мероприятие два раза в неделю. Первый курс включает в себя следующие модули: (психология пожилого человека, здоровый образ жизни (лекции, выездные занятия), психология семейных взаимоотношений, арт-терапия, экономическая и юридическая грамотность). В период обучения слушатели посещали Центры по профилактики здоровья «Здоровая Россия», соляные пещеры, медицинский центра Комплексной индивидуальной терапии. Первый курс заканчивался защитой проектов по теме: «Образ моего здорового будущего».2 курс – специализация «Общая оздоровительная программа: основной задачей курса была подготовка волонтеров-преподавателей. Курс состоит из теоретических и практических блоков, где возможна отработка навыков. После окончания курса каждый слушатель защищал практический проект. После успешной сдачи сессии слушатели организовали клуб волонтеров и в рамках него проводили встречи по здоровому образу жизни – выездные программы, лекции и т.д. Учебная программа для пожилых людей, была составлена на основе психологических и социологических исследований с учетом жизненного опыта и разносторонних интересов этой категории граждан. Обучение нацелено не только на получение новой специальности, но и на повышение интеллектуального уровня пенсионера и активизацию жизненной позиции через совместную выработку решений социальных проблем, подконтрольных людям пожилого возраста.Формы учебных мероприятий: обучающие, информационные циклы лекций, семинары, диспуты, встречи со специалистами здравоохранения, права, политиками, депутатами, специалистами управлений областной администрации, практикумы, тренинги, группы самообучения, экскурсии.Все программы авторские и в основе их использованы идеи ГЕРАГОГИКИ , новые современные технологии обучения, а также методы обучения пожилых.

Ресурсы: информационно-методические

Информационная поддержка: газета "Ведомости", газета "Комсомольская правда", 5 канал Санкт-Петербург, Ren-TV, НТВ, 1 канал Россия, Радио "Россия", газета "Российская".
Методическая поддержка: разработана 1 основная программа "Переходный возраст", 2 специализации.

Ресурсы: материальные

Бюджет программы составил: 1 млн.руб.Бюджет проекта "Возраст - ЗДОРОВЬЮ не помеха" состоит из трех основнных блоков : 1 блок - оплата труда руководителей проекта и привлеченных специалистов, тех, кто непосредственно работал с целевой аудиторией; 2 блок - необходимые условия для проведения образовательной программы ( аренда помещений, оборудования, типографские расходы на изготовление методических материалов) без которых невозможно проведение работы; 3 блок - расходные материалы (канцелярские принадлежности, оплата телефона и интернета) . Проект является образовательной программой, поэтому основные средства запрашиваемые в гранте ( примерно, 65% от общей суммы), направлены на оплату труда руководителей проекта и привлеченных специалистов (преподавателей, тренеров-методистов, инструкторов). Работа преподавателей, основывается на основных принципах герагогики, которые позволяют людям преклонного возраста не только получать удовольствие от учебы, но и овладеть методикой обучения пожилых людей, которую они смогут применить в своей волонтерской деятельности.

Ресурсы: организационные и человеческие

Координаторы программы: 2 координатора программы
Преподаватели: штат преподавателей составил 10 человек

Результаты: немедленные

В программе приняли участие 100 людей пенсионного возраста в течение 9 месяцев реализации проекта, которые прошли обучение на 1 курсе «Переходный возраст», по специализации прошло обучение 85 пожилых. После окончания обучения, все слушатели Университета проходили стажировку в качестве волонтеров. Каждый слушатель программы разработал свой проект (состоящий из цикла лекций и упражнений) по ЗОЖ и провел более 10 лекций и практический занятий для группы не менее 15 человек. Таким образом, дополнительное обучение по специализации «Общая оздоровительная программа» прослушали более 85*15=1275 пожилых людей. После окончания программы продолжает свою работу клуб пожилых волонтеров, который расширяет свою деятельность, вовлекая все новых членов и участников.Итого: в целом в программе приняли участие более 1400 людей пожилого возраста.

Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики

-

Контроль и оценка: механизм оценки

Анкеты обратной связи от преподавателей, выпускников программы, участников программы.Оценочные анкеты.

Контроль и оценка: показатели количественные

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО УЧАСТИЮ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ:В программе приняли участие 100 людей пенсионного возраста, которые прошли обучение на 1 курсе «Переходный возраст», по специализации прошло обучение 85 пожилых. После окончания обучения, все слушатели Университета проходили стажировку в качестве волонтеров. Каждый слушатель программы разработал свой проект (состоящий из цикла лекций и упражнений) по ЗОЖ и провел более 10 лекций и практический занятий для группы не менее 15 человек. Таким образом, дополнительное обучение по специализации «Общая оздоровительная программа» прослушали более 85*15=1275 пожилых людей. После окончания программы продолжает свою работу клуб пожилых волонтеров, который расширяет свою деятельность, вовлекая все новых членов и участников.Итого: в целом в программе приняли участие более 1400 людей пожилого возраста. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО УЧАСТИЮ ПАРТНЕРОВ В ПРОГРАММЕО реализации программы было проинформировано более 150 государственных, коммерческих и некоммерческих компаний. В программе приняли участие более 30 компаний и их представителей (бизнес, государственные организации, НКО, Высшие и средние учебные заведения). Наиболее активными партерами программы стали: • Библиотека правовой и экономической литературы;• Библиотека № 1;• Мегафон Северо-запад;• Центр Здоровья «Здоровая Россия»;КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМВ результате было напечатано более 100 учебных тетрадей по первому модулю программы, и более 1400 учебный тетрадей второму модулю программы. Разработано более 70 презентационных материалов в Power Point (лекции) по программе «Переходный возраст» и специализации ЗОЖ.

Контроль и оценка: показатели качественные

Работа по внедрению механизма ресоциализации пожилых посредством программы Здорового образа жизни привела к следующим качественным изменениям:• Активная позиция участников программы стала главным фактором, который изменил личностную позицию пенсионеров: люди, потерявшие смыслы в жизни, сумели обрести новые смыслы, почувствовали свою востребованность, благодаря чему возникли новые сферы для самореализации в различных общественных областях. • Изменилась социальная позиция пожилых людей на уровне семьи, ближайшего окружения, общества в целом. Из пассивного получателя малых социальных благ пенсионеры превратились в активных участников гражданского общества (создание клуба пожилых волонтеров). В результате общество получило дополнительные ресурсы – опыт, знания, время пожилых. Клуб пожилых волонтеров, в рамках которого реализуются различные социально-значимые добровольческие проекты – пример этих дополнительных ресурсов.• В результате обучения у слушателей появились знания о факторах улучшающих качество жизни и состояния здоровья. Участники смогли критически оценить, пересмотреть свой образ жизни и образ жизни близких людей, а также, применить полученные знания, освоить навыки здорового поведения и сформировать осознанное отношение к построению здорового образа жизни.• В результате обучения можно говорить о повышении качества жизни у слушателей за счет предоставления целого спектра возможностей реализации. Открытие новых горизонтов и возможностей позволило посмотреть на жизнь другими глазами.• Формирование культуры пожилых волонтеров в Петербурге позволило в корне изменить отношение общества к пожилым людям и пожилых людей к обществу.

Описание рисков, связанных с реализацией лучшей практики

РИСКИ/РЕШЕНИЕНизкая информированность людей пожилого возраста о данной программе.Координаторами программы предполагается провести ряд PR-мероприятий по информированию населения о начале реализации программы для представителей СМИ. На подготовительном этапе в СМИ будут разосланы информационные письма о начале реализации программы, организованна пресс-конференция по презентации программы. В процессе реализации программы будет организованно несколько информационных поводов, которые в свою очередь спровоцируют интерес прессы к программе. Это позволит широким слоям населения узнать о программе и принять в ней участие. Сложность найти талантливых и опытных педагогов для проведения занятий с людьми пожилого возраста.На подготовительном этапе программы будет проведен отбор педагогов из разных ВУЗов Петербурга. Главным критерием станет умение работать с пожилой аудиторией. После отбора для всех педагогов будет организован семинар по ГЕРАГОГИКЕ. Отсутствие возможности для применения полученных знаний Во время реализации программы будет вестись работа с представителями городских клубов ветеранов, садоводствами, домами престарелых, социальными домами, домами дневного пребывания, которые будут приглашать студентов Университета пожилых для совместной работы (проведения лекций). Кроме того, в качестве возможных сфер применения знаний им будет предложено:• участие в жизни семьи и поддержание родственных связей;• добровольные услуги обществу;• постоянное совершенствование путем самообразования и обучения в учебных заведениях;• участие в различных общественных организациях;• работа неполный рабочий день;

Кем и где еще используется данная лучшая практика

только Санкт-Петербург

Образовательные программы, которые имеет смысл пройти для реализации лучшей практики

Знакомство с опытом Университета пожилых "Серебряный возраст", прохождение стажировки на базе МРЦ "Серебряный возраст".

Отзывы

Параметры оценки Здоровый образ жизниАктуальность рассмотренных тем для Вас 6,4• Интереснейший спектр разнообразных тем;• Как раз то, что хотелось услышать;• Прекрасно выполнены лично мои ожидания, большое спасибо;• Актуально для нашего возраста, спасибо за индивидуальный подход; Полезность (возможность применения знаний и навыков на практике) 6,4• Благодаря занятиям смогла побороть свои недуги;• Практические занятия были просто потрясающими, поэтому все что мы там получили возможно применить на практике;• Полезно и актуально;• Хотелось бы еще больше практических часов с нашими преподавателями; Насколько оправдались Ваши ожидания от данного обучающего курса 7• Получила хорошие знания по анализу своего состояния здоровья и методов постоянной профилактики;• Движение – это жизнь, курс замечательный, научил нас двигаться и идти вперед!• Я в восторге, что есть такой курс, с удовольствием прошла бы еще не один такой же курс по другому направлению;• Этот курс настолько мне помог, что теперь я могу помогать и другим;Работа преподавателя 7• Отзывчивый, внимательный, компетентный;• Поражает компетентность наших преподавателей, осведомленность и внимание к нам;• Спасибо преподавателям за индивидуальный подход;• Энергичные, талантливые, лучшие преподаватели!!!Организация учебы 6,4• Достойно!• На высшем уровне, все понравилось;• Хотелось бы больше выездных мероприятий, еще больше;• Профессионально, хорошие координаторы групп;Какие навыки вы приобрели, какие выводы сделали? • Научилась делать дыхательную гимнастику;• Научилась плавать (чуть-чуть), сбылась моя мечта;• Научилась составлять программу по оздоровлению;• Весь курс – это сплошные навыки, много и полезно!Что вам понравилось больше всего и почему? • Практические занятия были просто удивительными;• Выездные мероприятия на природу;• Занятия в бассейне, гимнастика на дыхание;• Весь курс был просто великолепен, особо благодарна преподавателям;Произошли ли какие-нибудь изменения в вашей жизни? • Стала больше следить за своим здоровьем и своих близких;• Здоровье – это не только тело, но и душа! • Активность - это секрет долголетия!• Изменение отношения к здоровью, лечению, таблеткам;Ваши дополнительные комментарии, пожелания организаторам и преподавателям • Больше таких курсов!• Спасибо за то, что есть Ваша организация и программа!• Все понравилось, роста и процветания;• Вперед и не шагу на месте;

Отчеты о реализации лучшей практики

Содержательный отчет, Финансовый отчет.

Отчеты о реализации - файл: