Как сделать работу НКО эффективной

Гражданский контроль за запретом продажи несовершеннолетним алкогольной, табачной продукции и пива

Вид активности:
Социальная поддержка детей
Название технологии

Гражданский контроль за запретом продажи несовершеннолетним алкогольной, табачной продукции и пива

Название организации

Пермская гражданская палата

Организационно-правовая форма

Общественная организация

Регион

Пермский край

Контакты

614000, г. Пермь, ул. Екатерининская, 120а-102
http://www.pgpalata.ru
palata@prpc.ru, prosto@prpc.ru
т/ф (342) 233-40-63, 233-40-39

Проблемы, на решение которых направлен соответствующий механизм, и которые он должен устранить

Формально государство декларирует заботу о здоровье подрастающего поколения, есть законодательные акты, которые запрещают продавать несовершеннолетним алкоголь, сигареты и пиво. Вместе с тем наши проверки соблюдения упомянутого запрета показали, что практика продажи несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива почти повсеместна. При этом, наш опыт демонстрирует, что значительно исправить ситуацию можем мы сами, гражданские активисты и общественные организации, не опираясь на административные санкции властей.

Цели/задачи

Технология «Гражданский контроль за запретом продажи несовершеннолетним алкогольной, табачной продукции и пива» предназначена для тех, кто хочет, чтобы запрет продажи несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива работал и соблюдался продавцами повсеместно, для тех, кто лично готов воспрепятствовать свободной продаже несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива.

Механизм достижения: подготовительный этап
Механизм достижения: основной этап

Минимальный состав «бригады» гражданских контролеров – 3 человека: два подростка и один взрослый. Подростки должны быть непьющими и некурящими.

«Бригада» гражданских контролеров обходит торговые точки, в каждой из которых совершает «контрольную закупку». «Контрольная закупка» алкоголя, сигарет и пива производится непосредственно подростками. Лучше, если несовершеннолетние будут покупать не только алкоголь, сигареты или пиво, но и сопутствующие, товары, продажа которых для них не запрещена (конфеты, сок, продукты). Взрослый, являясь руководителем группы гражданских контролеров, руководит, наблюдает, фиксирует результаты, страхует на случай конфликтов.

Функции участников акции гражданского контроля распределяются следующим образом:

• Взрослый, в соответствии с маршрутным листом , определяет торговую точку и наименование товара, который необходимо приобрести несовершеннолетним. Он не принимает участия в приобретении подростками товара. После закупки товара он заполняет со слов подростков протоколы «контрольной закупки». По возможности, наблюдает за продажей товара, фотографирует момент покупки либо момент выхода с товаром из магазина. После продажи товара ему нужно проверить предоставленные подростками данные (наличие объявлений о запрете продажи несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива, фамилию, имя и отчество продавца), выяснить адрес и телефон администрации, фамилию, имя и отчество руководителя торговой точки, собрать и сохранить товарные чеки и приобретенную несовершеннолетними продукцию.
• Один несовершеннолетний выбирает и покупает товар, берет товарный чек.
• Второй несовершеннолетний в момент купли-продажи отслеживает поведение продавца-кассира и другого персонала торговой точки, запоминает фамилию, имя и отчество продавца, наличие объявлений (наклейки, речевое сообщение) о запрете продажи алкоголя, сигарет и пива.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕР «ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ» ПО ИТОГАМ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ

1. Рассылка «увещевательных писем» руководителям магазинов и торговых сетей, которые были проконтролированы.
2. Общественная кампания в средствах массовой информации.
3. Обнародование списка торговых точек, продающих детям алкоголь, сигареты и пиво.
4. Издание специального выпуска газеты «Личное дело» (тираж - 4000 экземпляров) с обращением к руководителям пермских магазинов и торговых сетей и списком торговых точек, продающих алкоголь детям.
5. Распространение среди продавцов и кассиров вино-водочных отделов специального выпуска газеты «Личное дело» при участии десятков пенсионеров, активистов ОТОСов и членов общественных организаций.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

1. Наличие в регионе общественной организации, способной стать инициатором и организатором гражданского контроля за продажей несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива.
2. Общественная организация-инициатор контроля может быть усилена партнёрами: другими общественными организациями региона, инициативными группами граждан, молодежными лидерами. Можно предложить поддержать и оказать содействие в проведении гражданского контроля региональной Общественной палате, аппарату регионального Уполномоченного по правам человека.
3. Региональные и муниципальные власти должны быть минимально терпимы к независимым гражданским инициативам.
4. Общественная организация (гражданская коалиция) или группа граждан, выступившие инициаторами контроля, должны быть способны собрать и подготовить достаточное число гражданских контролеров. Минимальный состав группы контролеров: 2 несовершеннолетних (в возрасте от 13-ти до 16-ти лет) и один взрослый.
5. Желательно, чтобы общественная организация-инициатор была вполне продвинутой в некоммерческом менеджменте и современном делопроизводстве, в ней должны быть сотрудники с социологическими навыками, по крайней мере, на любительском уровне (разработка анкет и т.п.) и имеющие опыт методической деятельности (разработка инструкций, бланков наблюдения и т.п.). Желателен опыт работы с добровольцами. Впрочем, при известном упорстве, добросовестности и технологической дисциплине и сам гражданский контроль может существенно продвинуть организацию в этих направлениях.
6. Организаторы-инициаторы должны иметь опыт гражданского влияния: стимулирования/принуждения властей к защите общественных интересов.
7. Реализация данной технологии невозможна без привлечения организаторами-инициаторами денежных средств для приобретения алкоголя, сигарет и пива. Кроме того, для реализации технологии необходимо небольшое финансирование для тиражирования инструментария (бланки протоколов «контрольной закупки», инструкции и т.д.), приобретения письменных принадлежностей (бумаги, ручек или карандашей). Разумеется, при условии, что менеджмент, методическое, информационное и прочее обеспечение контроля осуществляются организаторами контроля на безвозмездной основе и у организации есть фотоаппарат(ы).

«Бригады» гражданских контролеров сдают все протоколы организаторам контроля. Данные протоколов обобщаются и анализируются. По итогам контроля составляется отчёт и рекомендации по устранению выявленных нарушений и предложения по улучшению ситуации. По возможности организация (группа), осуществляющая гражданский контроль, разрабатывает пакет собственных мер, направленных на соблюдение запрета продажи несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива. Отчёт и рекомендации направляются руководству торговых точек (при необходимости - другим компетентным органам государственной власти и местного самоуправления) с предложением принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений и улучшению ситуации. В случае непринятия адекватных мер организация (группа) добивается позитивного результата всеми возможными законными способами: от жалоб в вышестоящие органы, прокуратуру и т.п. до обращения к общественному мнению, проведения акций протеста и т.п. В конечном счёте организация (группа), осуществляющая гражданский контроль, отвечает за устранение выявленных нарушений.

Механизм достижения: этап развития
Ресурсы: информационно-методические

http://www.nkozakon.ru/cms_content/bestpractice/26/files/4._Grazhdanskij_kontrol_za_zapretom_prodazhi_nesovershennoletnim_alkogolnoj,_tabachnoj_produkcii_i_piva.doc

Ресурсы: материальные

Организатор гражданского контроля обеспечивает каждую «бригаду» контролеров полным набором документов (документ, подтверждающий участие членов группы в акции, «маршрутный лист» группы и бланки протоколов «контрольной закупки»), материалов и технических средств, необходимых для осуществления контроля (деньги, сумки для приобретенного товара, ручки или карандаши, фотоаппарат(ы). Несовершеннолетние, участвующие в гражданском контроле, не должны совершать «контрольную закупку» на собственные денежные средства. Максимальный «набор гражданского контролера»:• Документ, удостоверяющий личность.• Денежные средства для «контрольной закупки».• Документ («мандат»), подтверждающий участие члена группы в акции.• Инструкция для гражданского контролера.• Бланки протоколов «контрольной закупки», другие материалы для заполнения. • Шариковая ручка, карандаш, запасная ручка и карандаш. • Планшет (нечто, заменяющее его).• Листы чистой бумаги.• Фотоаппарат с необходимыми комплектующими.• Сумка, удобная и достаточно объемная для складывания приобретенных товаров и ношения всего необходимого во время контроля.

Ресурсы: организационные и человеческие

1. Одно из самых важных правил в реализации данной технологии – обязательное участие взрослого человека в гражданском контроле за продажей несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива. Взрослый сопровождает несовершеннолетних, участвующих в акции гражданского контроля, в каждой торговой точке. Он является руководителем группы и у него при себе в момент проведения акции должны быть следующие документы: документ, подтверждающий участие членов группы в акции, заверенный руководителем организации-инициатора акции, «маршрутный лист» группы и бланки протоколов «контрольной закупки».

2. Организатор гражданского контроля обеспечивает каждую «бригаду» контролеров полным набором документов (документ, подтверждающий участие членов группы в акции, «маршрутный лист» группы и бланки протоколов «контрольной закупки»)

3. Несовершеннолетние, добровольно участвующие в акции (необходимо наличие согласия их родителей, желательно в письменном виде). Несовершеннолетние гражданские контролеры могут привлекаться к участию в контроле, если сами не курят и не употребляют алкоголь и пиво.

4. Участие в гражданском контроле представителей СМИ и не прошедших обучение гражданских контролеров - недопустимо.

Результаты: немедленные
Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики

1. Устранение нарушений, выявленных при продаже несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива.2. Усиление контроля ответственных лиц и компетентных органов за запретом продажи несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива.ЭФФЕКТЫ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ (опосредованные изменения)1. Увеличение торговых точек, где есть объявления о запрете продажи несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива. 2. Уменьшение случаев продажи несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива. 3. Повышение качества работы и ответственности руководителей и персонала торговых точек, ответственных лиц и компетентных органов, осуществляющих контроль за соблюдением запрета продажи несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива.4. Повышение информированности руководителей и персонала торговых точек, несовершеннолетних и взрослых покупателей о запрете продажи несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива. 5. Повышение информированности граждан о возможностях личного участия в прекращении свободной продажи несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива, о гражданском контроле и об общественных организациях, их возможностях и интересах.6. Увеличение числа людей, озабоченных проблемой продажи алкоголя, сигарет и пива и лично предотвращающих незаконную торговлю.7. Привлечение внимания общественности к проблеме доступности алкоголя, сигарет и пива для несовершеннолетних. 8. Налаживание сотрудничества между муниципалитетом, руководством торговых точек и профильными общественными организациями в вопросах профилактики алкогольной и табачной зависимости несовершеннолетних.9. Расширение влияния граждан на решения и действия, предпринимаемые различными административными органами в сфере надзора за розничной продажей несовершеннолетним алкоголя, сигарет и пива.

Контроль и оценка: механизм оценки

-

Контроль и оценка: показатели количественные
Контроль и оценка: показатели качественные
Описание рисков, связанных с реализацией лучшей практики
Кем и где еще используется данная лучшая практика
Образовательные программы, которые имеет смысл пройти для реализации лучшей практики
Отзывы
Отчеты о реализации лучшей практики
Отчеты о реализации - файл: