Как сделать работу НКО эффективной

Формирование коммуникативной сферы и социальной компетентности сельских детей и подростков посредством игровых технологий

Вид активности:
Социальная поддержка детей
Название технологии

Формирование коммуникативной сферы и социальной компетентности сельских детей и подростков посредством игровых технологий

Название организации

Автономная некоммерческая организация «Республиканский общественный социальный центр»

Организационно-правовая форма

Автономная некоммерческая организация

Регион

Республика Дагестан

Контакты

367026, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Абубакарова, д.84, оф. 5
Тел: (965) 4897828
anorosc@mail.ru
www.anorosc.ru

Проблемы, на решение которых направлен соответствующий механизм, и которые он должен устранить

Характерной особенностью Республики Дагестан является преобладание сельских школ, составляющих 87%, в которых обучается 62% всех учащихся республики. Отдаленность сельских поселений от крупных культурных и научных центров, ограниченность и определенная замкнутость социального общения, трудности бытового характера отрицательно сказываются на коммуникабельности сельского школьника. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто занижает требования к получаемому образованию. В то же время на селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д.
Нами были обследованы учащиеся школ г.Махачкалы и сельские школьники (740 человек) Дербентского и Каякентского районов. Из 360 учащихся 7-х классов сельских школ у 22 % уровень развития соответствует успешности их дальнейшего обучения, у 37 % – едва достигает допустимого предела, а у 40,7 % уровень развития явно недостаточен.

Цели/задачи

Цель проекта - повышение коммуникативности сельских детей Республики Дагестан и формирование их социальной компетентности посредством использования игровых техник. Основными задачами проекта являются:- формирование коммуникативной сферы сельских детей и подростков;- развитие речевого этикета, навыков использования вежливых слов;- повышение социальной компетентности детей и подростков;-обучение навыкам пользования предметами быта, объектами инфраструктуры, навыками обеспечения безопасности, безопасного поведения в школе, дома, на улице.

Механизм достижения: подготовительный этап

- подготовка и тиражирование методического материала для проведения занятий;
- формирование группы волонтеров;
- проведение занятий с группой волонтеров;
- закрепление волонтеров к специалистам и распределение их по школам;
- формирование групп учащихся по школам;
- первоначальное анкетирование.

Механизм достижения: основной этап

Форма занятий – игровые ситуации, речевые тренинги, викторина, игровые сцены, составление рассказов и др.
- «Как меня зовут» - основы самопрезентации;
-«Давай познакомимся»- навыки общения;
- «Добрые слова» - речевой этикет;
- «Как понравиться людям» - речь, мимика, жесты, вежливость в общении;
- Навыки поведения на улице, дома и в школе
- «Я и мои друзья» - основы безопасности в неформальных группах.

Механизм достижения: этап развития

Дополнительные коммуникативные мероприятия- выезд в г. Махачкала, Каспийск, Дербент-проведение мероприятий совместно с Республиканской детско-юношеской библиотекой и ее филиалами в городах Дербент, Избербаш, Каспийск

Ресурсы: информационно-методические

Гусаева К.Г., Расулова У.М. Формирование коммуникативной сферы и социальной компетентности сельских детей и подростков посредством игровых технологий: методические материалы для проведения тренингов.- Махачкала: Радуга-М., 2011. 84 с. Тираж – 300 экз.

Ресурсы: материальные

280000 руб.

Ресурсы: организационные и человеческие

1 педагог и 1 психолог отслеживают процесс реализации проекта. Работу по проекту проводят 6 волонтеров (студенты 4-5-х курсов социального и психологического факультетов), прикрепленных к 3 социальным педагогам в сельских школах, курирующих работу. В школах работа проводится среди учащихся 7-9-х классов, распределенных на 6 групп по 10-13 чел. В каждом классе – 2 занятия в неделю по 1 часу. Всего - 20 занятий.

Результаты: немедленные

В итоговом анкетировании дети и подростки отметили, что участие в занятиях помогли им более эффективно использовать способы взаимодействия со своим социальным окружением; у них появились коммуникативные навыки, сняты эмоциональные барьеры в общении.

Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики

42% опрошенных отметили повышение личного уровня коммуникативности(против 40% предполагаемых), 28% считает, что у них увеличилась социальная компетентность, 47% участников отметили рост и развитие речевого этикета, на умение адаптироваться в новых условиях указало 52% опрошенных (против 30 % предполагаемых). Эти показатели свидетельствуют об эффективности проведенных мероприятий. Кроме того, участники проекта отметили более внимательное и уважительное отношение к общению, мнению и формам поведения друг друга в семье.

Контроль и оценка: механизм оценки

1. Для объективного мониторинга проекта целевая группа проходит тестирование первичное и итоговое.2. Оценка уровня социальной компетенции оценивается по 8 бальной шкале, разработанной психологом и социальным педагогом.3. Субъектами контроля и оценки также являются:– родители детей, выражающие уровень удовлетворенности (или неудовлетворенности) социальной компетентности ребенка (интервьюирование 25 родителей, сентябрь 2011г.).– социальные педагоги и психологи в школе (интервьюирование 1 раз в месяц);– администрация школ в лице директора и его заместителей (экспресс-опрос 1 раз в 2 месяца).

Контроль и оценка: показатели количественные

Проведение анкетирования прямых и косвенных участников проекта(8 видов анкет)Проведение 6 интервьюирования с руководством школ Ежемесячные отчеты о проведении мероприятий и занятий закрепленными специалистами

Контроль и оценка: показатели качественные

1. Проект оказал положительное воздействие на самооценку участников проекта.2. Благодаря анкетированию, личным беседам, беседам с родителями участников проекта были зафиксированы изменения, произошедшие с участниками в течение проекта с их точки зрения (повышение самооценки, социальная активность, стремление преодолевать препятствия).3. Участники высоко оценили тренинги, благодаря которым получили навыки работы в команде, умение позитивно адаптироваться к окружающей ситуации. 4. Участники проекта отметили у себя улучшение коммуникативных навыков.5. Волонтеры, социальные педагоги, психологи и классные руководители получили опыт проведение игровых занятий и тренингов с детьми, которые в дальнейшем помогут им в их практической работе.6. Культурно-досуговая деятельность оказалась существенным ресурсом в повышении познавательного интереса участников.

Описание рисков, связанных с реализацией лучшей практики

- низкий уровень профессионализма работы волонтеров- крайне низкий уровень развития детей, трудности в общении и воспитании- слабый интерес со стороны руководства школы к внедрению новых технологий в работе с детьми и подростками

Кем и где еще используется данная лучшая практика
Образовательные программы, которые имеет смысл пройти для реализации лучшей практики
Отзывы

Благодарность от руководства МОУ "СОШ №1 сел. Чинар", МОУ "Зидьянская средняя школа", от администрации Дербентского района

Отчеты о реализации лучшей практики
Отчеты о реализации - файл: