Материал подготовлен на основе статьи Hari Srinivas «The Concept of Accountability: Implications for NGOs», размещенной на сайте NGO Café http://www.gdrc.org/ngo/accountability/accountability.html
Понятие подотчетности НПО (неправительственных организаций) подразумевает такую систему деятельности, которая позволяет достичь больших успехов в работе, воспитать ответственных управленцев, обладающих широкими полномочиями, и в итоге получить более эффективную неправительственную организацию. Подотчетность означает, что НПО отчитывается о достигнутых результатах и в своих финансовых и нефинансовых отчетах рассказывает стейкхолдерам о своей деятельности. Она предполагает, что НПО обладает политикой, определяющей, кто и за что отвечает, прислушивается к рекомендациям и критике со стороны и вносит соответствующие изменения в свою работу. Для НПО подотчетность является средством расширить свои возможности, а также ответственность и полномочия сотрудников, принимающих решения. Это, в свою очередь, помогает достигать целей и задач НПО и улучшать качество управления персоналом и финансами.
Личный уровень ответственности и подотчетность
В системе подотчетности НПО большое значение имеет уровень личной ответственности сотрудников. Важно, чтобы каждый знал свои обязанности и полномочия, был проинформирован об ожидаемых от него результатах, а также о тех ресурсах, которые выделены на их достижение. Должны быть четко определены методы мониторинга и оценки, согласованные с ценностями организации, ее политикой, правилами, стандартами и нормами поведения. Организация должна оказывать всестороннюю поддержку своим сотрудникам: предоставлять информацию, проводить обучение, обеспечивать доступ к руководящему составу, предоставлять возможность получить ответы на свои вопросы у специалистов бухгалтерии и отдела кадров.
Еще один важный аспект – принятие мер в случае неаккуратного выполнения обязанностей или их игнорирования, неприемлемого использования полномочий и их превышения при принятии решений, пренебрежения политикой и нормами организации.
Механизмы подотчетности НПО
Механизмы подотчетности НПО могут принимать форму различных документов, правовых актов, политических процедур, мандатов, зафиксированных ценностей, правил и норм. Рабочие процессы, системы распределения средств, бухгалтерия – это тоже механизмы подотчетности. Организация может создать внутренние или внешние органы, анализирующие подотчетность и прозрачность НПО.
Механизмами подотчетности организации могут также являться планирование и мониторинг реализации программ, контроль за управлением ресурсами и формирование штата работников, занимающихся процессом отчетности.
Планирование и мониторинг включают в себя решение задач по расширению системы поощрения менеджеров НПО, внедрению системы прямой отчетности менеджеров перед руководящими органами, формированию у сотрудников приверженности целям организации, обзор достижений прошлого года и определение целей на будущий год.
Контроль за управлением финансами и персоналом включает нормы и правила в этой области, а также управленческие задачи, нацеленные на решение проблем внутри каждого подразделения НПО, меры по внесению соответствующих изменений и предоставление необходимой информации как руководителям высшего звена, так и сотрудникам, занимающимся вопросами отчетности и прозрачности.
Руководство сотрудниками, решающими вопросы отчетности, осуществляется представителями высшего руководства. Сотрудники изучают деятельность руководящего состава и вопросы отчетности и прозрачности НПО, после чего отчитываются перед руководством о результатах своих наблюдений и выносят свои рекомендации.